Родная литература (русская)

Утверждена
приказом МАОУ СОШ №18
от 30.08.2019г. №106
«Об утверждении рабочих программ,
аннотаций к рабочим программам
на 2019-2020 учебный год»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Родная литература
(уровень основного общего образования) в соответствии с ФГОС
6 класс

Программу составили: Градобоева Любовь Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Демина
Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории.

г. Тавда, 2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовые документы
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-Ф3;
 Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального
закона № 185-ФЗ);










Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 (с дополнениями и изменениями.);
СанПиН 2.4.2. 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении»
(с изменениями № 3 от 24.11.2015г);
Учебного плана МАОУ СОШ №18;
Положения о разработке рабочей программы, утвержденного приказом директора МАОУ СОШ №18 от 29.02.2016г. № 33

Структура Рабочей программы
Пояснительная записка
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Планируемые результаты освоения учащимися учебного предмета

Общая характеристика предмета
Изучение учебного предмета "Родная литература (русская)" должно обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте
его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров.
Место предмета в учебном плане МАОУ СОШ № 18
В учебном плане МАОУ СОШ № 18 на изучение предмета «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования (5-9
классы) отводится 17 часов, в том числе: в 6 классе - 17 часов.
Содержание учебного предмета
Произведения устной народной словесности
Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты. Особенности словесного выражения содержания в былине.
Былинный стих. Легенда как создание народной фантазии.
Предание о реальных событиях.
Эпическое произведение, его особенности Что такое эпическое произведение. Литературный герой. Изображение средствами языка
характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения. Герой произведения и автор произведения. Особенности
языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом
произведении.
Лирическое произведение, его особенности
Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства
в лирическом произведении. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота
звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в 1 строфу) значения. Мужские, женские и
дактилические рифмы. Роль аллитерации в стихотворном тексте. Стиховая пауза.
Драматическое произведение, его особенности
Что такое драматическое произведение. Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и
монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе. Сюжет драматического произведения.
Тематическое планирование
6 класс

№
1
2

Тема
Вводное занятие.
Почему надо изучать словесность?
Былины.
Былинный стих.

3

Особенности языка былины.

4
5

Работа по картине В.М.Васнецова
«Богатырский скок (Илья Муромец)».
Легенда. Предание.

6
7

Работа по картине В.М.Васнецова «Боян».
Отличия трех родов литературы.

8

Литературный герой. Автор и
повествователь.
Лирическое произведение, его особенности.
Особенности языка лирического
произведения.
Двусложные и трёхсложные размеры стиха.

9

10

15

Практикум. Анализ лирического текста (на
выбор поэзия 19 и/или 20 века)
Особенности языка драматического
произведения.
Особенности характеристики героя
драматического произведения.
Сюжет драматического произведения.

16

Композиция драматического

11
13
14

Содержание
Произведения устной народной словесности
Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты. Особенности
словесного выражения содержания в былине. Былинный стих. Легенда как создание
народной фантазии.
Предание о реальных событиях.
Особенности былинного стиха. Работа с отрывком из былины об Илье Муромце.
Выразительное чтение. Наблюдение над стихотворным ритмом.
Чтение фрагмента былины. Изобразительные средства в произведении словесности и в
произведении изобразительного искусства.
Легенда как повествование о событии. Легендарные герои.Предание о реальных
событиях. Сравнение легенды и предания. Работа с отрывком из «Повести временных
лет». Обучение художественному пересказу.
Беседа по картине В.М.Васнецова «Боян». Составление рассказа по картине.
Три рода литературы: лирические ,эпические , драматические. Беседа по ранее
прочитанным повестям и рассказам.
Автор и повествователь в литературном произведении. Средства для создания
художественного образа.
Лирическое произведение . Его особенности. Аналитическая работа по стихотворению
Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.
Работа с текстом.
Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Работа по
определению размера стиха на примерах художественных текстов поэтов.
Тексты для анализа. Систематизация знаний по стиховедению. Работа с
художественными текстами по выбору обучающихся.
Живая речь действующих лиц. Разговорный язык.
Умение отличать драматическое произведение от эпического и лирического.
Главные средства изображения характера героя пьесы – поступки и высказывания.
Способы повествования и описания в пьесе. Способы создания сюжета. Способы
повествования и описания в пьесе
Понятие о композиции драматического произведения.

17

произведения.
Произведение словесности – способ
выражения видения мира

Композиция пьесы.
Работа с художественными текстами по выбору обучающихся. Уроки словесности –
начало знакомства с искусством слова.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое

отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения учебного предмета "Родной язык (русский)" отражают:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания

жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Выпускник научиться:
осознавать значимость чтения и изучения родной русской литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
понимать родную русскую литературу как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа
познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладеет процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Выпускник получит возможность научиться:
рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального
характера;
выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными
целевыми установками;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии
сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа
исследовательского характера, реферат, проект).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».