Изобразительное искусство

Утверждена
приказом МАОУ СОШ №18
от 30. 08. 2019 г. № 106
«Об утверждении рабочих программ,
аннотаций к рабочим программам
на 2019 - 2020 учебный год»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Изобразительное искусство
(уровень основного общего образования) в соответствии с ФГОС
5-7 класс
Программа составлена учителем изобразительного искусства: первой квалификационной категории Трубиновой К.М.

г. Тавда 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы
Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-Ф3;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 (с дополнениями и изменениями.);
- СанПиН 2.4.2. 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении»
(с изменениями № 3 от 24.11.2015г);
- Учебного плана МАОУ СОШ №18;
- Положения о разработке рабочей программы, утвержденного приказом директора МАОУ СОШ №18 от 29.02.2016г. № 33
Структура Рабочей программы
 Пояснительная записка
 Содержание учебного предмета
 Тематическое планирование
 Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования
Общая характеристика предмета
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как
формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными
материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в
национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу
и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической
организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания

учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов
обучения. Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений
искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания
каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса,
предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального
практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры
учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как
высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его
вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной
индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает
его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии
каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций:
изображение — это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная
деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность — это способ организации общения
людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается
широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и
эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование
интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у
школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности — сущность обучающих методов на занятиях
изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а
это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно
значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное
отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт,
выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме

художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности.
Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства:
его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение
художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как
выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с
выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и
народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуро-созидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен
принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные
связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МАОУ СОШ №18
В учебном плане МАОУ СОШ № 18 на изучение изобразительного искусства, на уровне основного общего образования (5-7 класс) отводится
102 часа, (по 34 часа в каждом классе).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание учебного предмета.
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская
изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как
основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного
праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России.
Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в
изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву,
тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности
изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство.
Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус,
призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в
натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в
живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А.
Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).

Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело
Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы
представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве
(Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли,
Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в
русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере,
Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве
(бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль
картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А.
Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах
декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От
плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные
элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной
архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садовопаркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной
среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды. Изобразительное искусство и
архитектура РоссииXI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура
Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир
древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения
Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты).
Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы
макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский).
Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов,
М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских
художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в
пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский
стиль» в

архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге).
Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф.
Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр,
Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств
имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного
творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт
художественно- творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной
фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи.
Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной
выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс
творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук,
А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественнотворческие проекты

тематическое планирование
5 класс
№ п/п

Тема урока

Основное содержание образования

Древние корни народного искусства (8часов)
1.

Древние образы в народном искусстве

2.

Убранство русской избы

3.

Внутренний мир русской избы

4.

Конструкция и декор предметов народного
быта
Русская народная вышивка

5.

Традиционные обряды народного искусства
Солярные знаки. Форма и цвет как знаки
Отражение картины мира в структуре и декоре крестьянского дома.
Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве избы
Единство пользы и красоты внутреннего пространства крестьянского дома
Символика внутреннего пространства крестьянского дома
Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь-образ
Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи
Символика цвета и связь образов и мотивов крестьянской вышивки
Условность языка орнамента и его символическое значение

6.

Народный праздничный костюм

7.
8.

Народные праздничные обряды
Народные праздничные обряды

9

Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма
Форма, декор, символика цвета в народной одежде
Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение
Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение
Связь времен в народном искусстве (8 часов).

Древние образы в современных народных
игрушках

10.

Искусство Гжели

11.

Городецкая роспись
Хохлома

12.
Жостово (роспись по металлу)

Свободная кистевая, живописная импровизация. Эффекты освещенности и объемности в
изображении цветов
Элементы узоров, техника исполнения жостовской росписи

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и
резьба по бересте
Роль народных художественных промыслов в
современной жизни

Характерные особенности мезенской деревянной росписи, её основные приемы
Элементы росписи и резьбы. Изделия из бересты и щепы
Сбор и систематизация художественно-познавательного материала по темам четверти

Роль народных художественных промыслов в
современной жизни

Сбор и систематизация художественно-познавательного материала по темам четверти

13.
14.

15.
16.

17
18
19
20
21

Украшение игрушек декоративными элементами в соответствии с традициями
промысла. Элементы узоров, техника исполнения Филимоновской, Дымковской,
Каргапольской игрушки
Природные мотивы Гжельской керамики
Элементы узоров, техника исполнения Гжели
Характерные особенности Городецкой росписи
Элементы узоров, техника исполнения городецкой росписи
Различие видов хохломской росписи
Элементы узоров, техника исполнения хохломской росписи

Декор – человек, общество, время (11 часов)
Зачем людям украшения
Особенности украшений древних воинов, вождя племени, охотников
Зачем людям украшения
Особенности украшений древних воинов, вождя племени, охотников
Роль декоративного искусства в жизни
Символика элементов декора в произведениях Др Египта
древнего обществ
Фараон, священные символы,
Роль декоративного искусства в жизни
Символика элементов декора в произведениях Др Греции
древнего общества
Вазопись,
Одежда «говорит» о человеке
Регламентация в одежде у людей разных сословий Древнего Китая. Символы

22

Одежда «говорит» о человеке

23

О чём рассказывают гербы и эмблемы

24

О чём рассказывают гербы и эмблемы

25

Роль декоративного искусства в жизни
человека и общества

императора. Знаки отличия в одежде высших чинов.
Торжественность, парадность, декоративность эпохи Барокко. Костюм придворной
знати.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики
Геральдика. Герб, щит, девиз, эмблема
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики
Геральдика. Герб, щит, девиз, эмблема
Систематизация произведений декоративно-прикладного искусства по социальностилевым признакам

26

Роль декоративного искусства в жизни
человека и общества

Систематизация произведений декоративно-прикладного искусства по социальностилевым признакам

27

Роль декоративного искусства в жизни
человека и общества

Промыслы как искусство художественного сувенира

Декоративное искусство в современном мире (8 часов).
Современное выставочное искусство

Творческая интерпретация в древних образов народного искусства в работах
современных художниках. Материалы и техника современного декоративноприкладного искусства ( майолика, керамика, терракота, ансамбль, фактура)

Современное выставочное искусство

Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль
выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении
декоративной композиции.

Современное выставочное искусство

Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль
выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении
декоративной композиции.

31

Современное выставочное искусство

гобелен, батик,

32

Ты сам – мастер

Эскиз, холст, фактура.

33

Ты сам – мастер

Эскиз, холст, фактура.

34

Ты сам – мастер

Эскиз, холст, фактура.

28

29

30

тематическое планирование
6 класс
№
1.

Тема урока

Элементы содержания

Виды изобразительного искусства и основы образного языка — 8 ч
Изобразительное искусства в
Виды изобразительного искусства
семье пластических искусств

2.

Рисунок – основа
изобразительного творчества

Зарисовки. Набросок. Эскиз

3.

Линия и ее выразительные
возможности
Пятно как средство
выражения. Композиция как
ритм пятен
Цвет. Основы цветоведения
Цвет в произведениях
живописи
Объемные изображения в
скульптуре
Основы языка изображения

Линия. Штрих. Пятно.

4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.

13.

Реальность и фантазия в
творчестве художника
Изображение предметного
мира - натюрморт
Понятие формы.
Многообразие форм
окружающего мира
Изображение объема на
плоскости и линейная
перспектива
Освещение. Свет и тень

Пейзаж. Композиция. Ритм. Пятно.
Цветоведение. Теплые и холодные цвета.
Цветоведение. Теплые и холодные цвета. Палитра цветов.
Объемные изображения животных в разных материалах.
Объемные изображения животных в разных материалах.
Мир наших вещей. Натюрморт — 8 ч
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека.
Композиция, ритм
Конструирование из бумаги простых геометрических тел.
Конструкция геометрических тел.
Построение геометрических тел из гипса.

14.
15.

Натюрморт в графике
Цвет в натюрморте

Графика. Оттиск на картоне.
Эмоциональное состояние натюрморта: праздничный, грустный и т.п.

16.

Выразительные возможности
натюрморта

«Натюрморт – автопортрет»

17.

Образ человека –главная тема
искусства
Конструкция головы человека
и ее пропорции
Изображение головы человека
в пространстве
Графический портретный
рисунок и выразительность
образа человека

18.
19.
20.

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.

Портрет в скульптуре

Вглядываясь в человека. Портрет — 11 ч
Изображение человека в искусстве разных эпох. Великие художники — портретисты.
Пропорции головы человека.
Объемное конструктивное изображение головы. Аппликация с дорисовками.
Набросок с натуры друга или одноклассника.

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко
выраженным характером.
Сатирические образы человека Изображение сатирических образов литературных героев или дружеские шаржи.
Образные возможности
Наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении (черная
освещения в портрете
акварель, кисть, бумага).
Портрет в изобразительном
Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.
искусстве XX века.
Роль цвета в портрете
Работа над созданием автопортрета
Работа портрета близкого человека
Великие портретисты
Беседа «Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников»
Человек и пространство. Пейзаж — 8 ч
Жанры в изобразительном
Беседа «Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина.»
искусстве
Изображение пространства
Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве.
Правила линейной и
Изображение уходящей в даль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.
воздушной перспективы
Пейзаж – большой мир.
Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир».
Организация изображаемого
пространства
Пейзаж-настроение. Природа
Создание пейзажа – настроение (изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветья и
и художник. Пейзаж в русской ароматы лета).
живописи.

33.
34.

Пейзаж в графике. Городской
пейзаж
Выразительные возможности
изобразительного искусства.
Язык и смысл

Создание графической композиции «Мой город».
Беседа обобщение материала учебного года.

тематическое планирование
7 класс
№

Тема урока

Элементы содержания
Изображение фигуры человека и образ человека — 7 ч

Изображение фигуры
Человека в истории искусства.
1.

2

Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека.
Изображение человека в истории разных эпох, особенности образа человека в европейском, русском
искусстве и современном мире. Пропорции, канон, модуль. Силуэт, конструкция фигуры чело- века,
пропорции, идеал. Олимпийские игры в Древней Греции. Изображение человека в движении.

Пропорции и строение фигуры Конструкция и основные пропорции человеческого тела. Особенности изображения человека
человека
художниками Древнего Египта, Древней Греции.
Пропорции и строение фигуры Древнегреческая краснофигурная и чернофигурная вазопись. Творчество Леонардо да Винчи. Силуэт,
человека
идеал.

3

Лепка фигуры человека

Скульптура Древней Греции. «Ожившая статуя»: легенда о Пигмалионе и Галатее.

4

Лепка фигуры человека

Художественное средство скульптора – пластика (моделировка, создание объемности)

5

Набросок фигуры человека с
натуры

Зарисовки и наброски фигуры человека в европейском и русском искусстве. Набросок с натуры, по
памяти или по воображению художника. Творчество художников Ван Гога, Рембрандта, Матисса,
Энгра, В. Серова, А. Дейнеки и др.

6

Набросок фигуры человека с
натуры

Зарисовки и наброски фигуры человека в европейском и русском искусстве. Набросок с натуры, по
памяти или по воображению художника. Творчество художников Ван Гога, Рембрандта, Матисса,
Энгра, В. Серова, А. Дейнеки и др.

7

Понимание красоты человека в Проблемы выявления в изобразительном искусстве
европейском и русском

искусстве.
Поэзия повседневности — 8 ч
8

Поэзия по вседневной жизни в
искусстве Разных народов

Искусство Древней Греции, Японии Средних веков, современное искусство. Различия произведений
древних культур по их стилистическим признаками традициям поэтики их искусства. Жанровая
живопись, бытовой жанр, быт.

9

Тематическая картина. Бытовой Понятие тематическая картина как вид живописи. Основные жанры сюжетно-тематической картины.
и исторический жанры.
Понятие станковая живопись. Лучшие произведения изобразительного искусства на темы бытовой
жизни французских импрессионистов и русских передвижников. Художественный анализ
произведений изобразительного искусства.

10

Сюжет и содержание в картине Тема, содержание, сюжет, композиция.
.
Жизнь каждого дня - большая
тема в искусстве

Импрессионизм Художники- импрессионисты: К. Писсаро, О. Ренуар, К. Моне и др. Реальность и
фантазии в творчестве художника, условности и правдоподобие в изобразительном искусстве.
Композиционная доминанта, ритмическая целостность, сюжетные зарисовки

12

Жизнь в моем городе в
прошлых веках (историческая
тема в бытовом жанре)

Повседневная жизнь людей в историческом прошлом; образ прошлого, созданный художником, и его
значение в представлении народа о самом себе. Произведения искусства, посвященные истории
нашей страны.

13

Жизнь в моем городе в
прошлых веках (историческая
тема в бытовом жанре)

Памятники архитектуры Москвы и других городов России. Исторический жанр, композиция, статика,
динамика..

14

Праздник и карнавал в
изобразительном искусстве

Произведения изобразительного искусства, изображающие праздник и карнавал как яркое проявление

15

Праздник и карнавал в
изобразительном искусстве

Произведения изобразительного искусства, изображающие праздник и карнавал как яркое проявление

11

Великие темы жизни — 12 ч
16

Исторические и
мифологические темы в

Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета. Исторический жанр как
идейное и образное выражение событий в истории общества. Взаимосвязь исторического и

искусстве разных эпох.

мифологического жанров. Монументальная живопись, фреска, темперная и масляная живопись,
станковое искусство.

Тематическая картина в
русском искусстве XIX в.

Особенности развития исторической картины в русском искусстве с появлением светского искусства
и исторической науки. Творчество великих русских художников, понимание значения живописной
картины как события общественной жизни. Тематическая Картина

18

Процесс работы над
тематической картиной.

Тематическая картина как выражение идейных представлений художника, обобщенный образ его
наблюдений и размышлений о жизни.

19

Процесс работы над
тематической картиной.

Поиск композиционного решения картины. Тематическая картина, композиция, замысел.

20

Процесс работы над
тематической картиной.

Поиск композиционного решения картины. Тематическая картина, композиция, замысел.

Библейские темы в
изобразительном искусстве.

Великие, вечные темы в искусстве в сюжетах из Библии. Язык изображения в христианском искусстве

22

Библейские темы в
изобразительном искусстве.

Великие, вечные темы в искусстве в сюжетах из Библии. Язык изображения в христианском
искусстве.

23

Библейские темы в
изобразительном искусстве.

Великие, вечные темы в искусстве в сюжетах из Библии. Язык изображения в христианском
искусстве.

24

Монументальная скульптура и
образ истории народа.

Роль монументальных памятников в исторической памяти народа и в народном самосознании.
Героические образы в скульптуре, художественные средства выразительности, наиболее значимые
монументальные памятники.

25

Монументальная скульптура и
образ истории народа.

Роль монументальных памятников в исторической памяти народа и в народном самосознании.
Героические образы в скульптуре, художественные средства выразительности, наиболее значимые
монументальные памятники.

26

Монументальная скульптура и
образ истории народа.

Роль монументальных памятников в исторической памяти народа и в народном самосознании.
Героические образы в скульптуре, художественные средства выразительности, наиболее значимые
монументальные памятники.

27

Место и роль картины в
искусстве XX в.

Искусство XX века. Направления и образный язык изображения в искусстве XX в., Метафорическое
претворение реальности в изобразительном искусстве. Монументальное искусство Мексики.
Творчество В. Кандинского, К. Малевича. Авангард, абстракция, сюрреализм.

17

21

Реальность жизни и художественный образ — 8 ч
28

Искусство иллюстрации. Слово Искусство иллюстрации как форма взаимодействия связи слова с изображением. Творчество
и изображение.
известных иллюстраторов книг.

29

Искусство иллюстрации. Слово Разница между реальностью и художественным образом искусством временным и пространственным.
и изображение.
Идея, замысел, эскиз, пространственное искусство, временное искусство.

30

Зрительские умения и их
значение для современного
человека

Понятие художественный образ, конструирование художественной реальности в беспредметном или
абстрактном искусстве начала XX в.

31

Зрительские умения и их
значение для современного
человека

Конструктивное, изобразительное и декоративное начало живописи, графике и скульптуре,
творческая позиция художника и мир его времени. Абстракция. Беспредметное искусство.

32

История искусства и
история человечества.
Стильи направление в
изобразительном искусстве.

Историко-художественный процесс в искусстве. Стили как художественное выражение восприятия
мира. Эпоха. Стиль. Готика. Барокко. Классицизм. Романтизм. Реализм. Модерн.

33

Крупнейшие музеи
изобразительного искусства
и их роль
в культуре.

Особенности художественных коллекций крупнейших музеев мира. Роль и значение художественного
музея, влияние и особенность его коллекции на развитие художественной культуры и понимание
искусства. Музейная коллекция. Культурное наследие.

Художественно-творческий
проект.

Жанр, портрет, натюрморт, пейзаж, колорит. Коллаж. Проект.

34

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего

социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и
средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности,
способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей,
воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и
зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных
(живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в
синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия,
интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности.
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные
образы.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств
и использовать эти знания на практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей;
• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма). Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта
поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края,
города.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме
пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать
простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и
стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений
народных художественных промыслов в России.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания
художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы
с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в
художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; • понимать историческую ретроспективу становления жанров
пластических искусств.



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».