Утверждена
приказом МАОУ СОШ №18
от 30. 08. 2019 г. № 106
«Об
утверждении
рабочих
программ, аннотаций к рабочим
программам на 2019 - 2020 учебный
год»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по культуре безопасности жизнедеятельности уровень основного общего образования
(5 - 7 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
• СанПиН 2.4.2. 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении»
(с изменениями № 3 от 24.11.2015г);
• Учебного плана МАОУ СОШ № 18;
• Положения о разработке рабочей программы, утвержденного приказом директора МАОУ СОШ №18.
Структура Рабочей программы
Пояснительная записка
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования
Общая характеристика предмета
Место предмета в учебном плане МАОУ СОШ № 18
В учебном плане МАОУ СОШ № 18 на изучение «Культура безопасности жизнедеятельности» на уровне основного общего образования (5,
6,7 класс) отводится всего 102 часа, в том числе:
5 класс – 34 часа, 6 класс – 34 часа, 7 класс –34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно
допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов
питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.
Безопасность на дорогах. Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за
их нарушения. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар
его причины и последствия. Правила поведения при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы.
Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в
автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера
(квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты.
Информационная безопасность подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины,
ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения,
половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению.
Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных,
химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации по
безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!».
Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в
террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная
безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная
безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников.
Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность,
питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания, употребление алкоголя и наркотических
веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в современном
обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних
дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем
переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь
при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая
помощь при коме. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование в 5 классе
№
урока
1.
2.
3.
Тема урока
Основное содержание
1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Особенности города как среды обитания человека
Особенности проживания в городских условиях
Городские службы безопасности. Действия по сигналу «Внимание
Системы обеспечения безопасности города
всем!».
Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире)
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами,
средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.
4.
Пожар
5.
6.
Затопление квартиры
Электричество
Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре.
Первичные средства пожаротушения.
Безопасно использовать средства коммуникации
Безопасно использовать бытовые приборы. Особенности оказания
первой помощи при поражении электрическим током.
7.
Опасные вещества и продукты питания
8.
9.
Взрыв и обрушение дома
Опасность толпы
10.
11.
Собака бывает кусачей
Организация дорожного движения, причины и
последствия ДТП
Безопасное поведение пешеходов и пассажиров
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Безопасность в общественном транспорте и
автомобиле
Железнодорожный транспорт
Авиационный транспорт
Морской и речной транспорт
Психологические основы самозащиты
Ситуации криминогенного характера в доме
(квартире) и подъезде
19.
Криминогенные ситуации на улице, опасные
домогательства
20.
Правила поведения при захвате в заложники
21.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и
наркотизму
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами,
средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.
Действия при обрушении или взрыве в доме.
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого
скопления людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на
стадионах). Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.
Правила поведения при обращении с домашними животными
Причины ДТП, дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы светофора.
Безопасность на дорогах. Правила поведения на транспорте (наземном, в
том числе железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за
их нарушения. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и
велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста.
Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в
общественном транспорте.
Правила поведения при следовании железнодорожным транспортом
Правила поведения при следовании авиационным транспортом
Правила поведения при следовании морским и речным транспортом
Действия при попадании в опасные ситуации.
Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера
(квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество,
самозащита покупателя).
Криминогенные ситуации на улице, опасные домогательства,
действия при возникновении криминальных ситуациях. Элементарные
способы самозащиты. Информационная безопасность подростка.
Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении
неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная
безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке
похищения) и при проведении мероприятий по освобождению
заложников.
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности
личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в
террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность.
Ответственность несовершеннолетних за правонарушения.
Человек и окружающая среда
Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной
экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации
вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля
качества окружающей среды и продуктов питания.
Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной
экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации
вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля
качества окружающей среды и продуктов питания.
Средства индивидуальной защиты. Использование индивидуальных
средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой
повязки, респиратора, противогаза.
22.
23.
Загрязнение воды
Загрязнение воздуха
24
Загрязнение почвы
25.
Фильтрующие противогазы
26.
Правила пользования противогазом
Правила пользования средствами индивидуальной защиты.
2. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни
Виды ранений, их причины
Виды ранений, их причины, характеристика
Оказание первой помощи пострадавшему при
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при остановке
некоторых видах повреждений
сердечной деятельности. Первая помощь при коме.
Общая характеристика кровотечений
Виды кровотечений.
Первая помощь при кровотечениях
Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение
инородного тела из верхних дыхательных путей.
Движение и здоровье
Значение движения для здоровья человека
Нарушение осанки и причины их возникновения
Причины нарушения осанки. Упражнения для сохранения и
формирования осанки.
Телевизор и компьютер - друзья или враги?
Информационная безопасность подростка
Развитие и изменения организма в вашем возрасте
Развитие и изменения организма в вашем возрасте
27
28
29
30
31
32
33
34
Тематическое планирование в 6 классе
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Тема урока
Основное содержание
1. Основы безопасности, личности, общества и государства
Основные виды экстремальных ситуаций в
Экстремальные ситуации в природных условиях. Выживание в
природных условиях
природных условиях
Факторы и стрессоры выживания в природных
Факторы и стрессоры выживания в природных условиях
условиях
Психологические основы выживания в природных
Внимание, память, мышление, воображение
условиях
Страх-главный психологический враг
Основные причины страха. Паническое поведение. Воля.
Подготовка к походу и поведение в природных
Правила безопасного поведения на природе
условиях
Надежная одежда и обувь – важное условие
Уход за обувью, одеждой. Требования к одежде и обуви
безопасности
путешественника.
Поведение в экстремальной ситуации в природных
Правила поведения в автономных условиях. Безопасное поведение
условиях
человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача
сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение
временного укрытия.
Действия при потере ориентировки
Действия при потере ориентировки
Способы ориентирования и определение направления Способы ориентирования и определение направления движения
движения
Техника движения в природных условиях
Преодоление водных преград, сложности при движении в горах,
движение по льду.
Сооружение временного жилья, добывание и
Виды временного жилья, выбор места для лагеря, разведение костра,
использование огня
виды костров.
Обеспечение питанием и водой
Способы очистки воды, Дикорастущие съедобные растения.
Поиск и приготовление пищи
Способы приготовления пищи в природных условиях.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Особенности лыжных, водных и велосипедных
походов
Безопасность на водоемах
Сигналы бедствия
Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и
выездном туризме
Акклиматизация в различных природноклиматических условиях
Коллективные и индивидуальные средства защиты
Захват террористами воздушных и морских судов,
других транспортных средств
Правила безопасности в туристических походах и поездках.
Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде
Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них.
Понятие туризма, факторы, влияющие на безопасность.
Смена часовых поясов, климата, акклиматизация в горах
Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации
техногенного характера и защита населения от них (аварии на
радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и
взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических
сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства
индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими.
Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила
поведения при эвакуации.
Личная безопасность при террористических актах и при
обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при
взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники
(попытке похищения) и при проведении
мероприятий по освобождению заложников
2.Оказание первой помощи и здоровый образ жизни
Средства оказания первой помощи
Первая помощь при отравлениях, ожогах, отморожениях, ушибах,
кровотечениях.
Опасные животные, первая помощь при укусах
насекомых и змей.
Первая помощь при укусе насекомых и змей.
Первая помощь при ожогах
Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении.
Тепловой и солнечный удар
Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом
(солнечном) ударе.
Обморожение и общее охлаждение организма
Первая помощь при ожогах,
отморожениях и общем переохлаждении.
26.
27.
28.
29.
30
31.
32.
33.
34.
Беда на воде
Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи
утопающему.
Закрытые травмы
Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах.
Способы переноски пострадавших
Способы транспортировки и переноски пострадавших
Правильное питание – основа здорового образа жизни Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая
человека
активность, питание, режим дня, гигиена).
Значение белков, жиров и углеводов в питании
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и
человека
факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание,
режим дня, гигиена).
Гигиена и культура питания
Гигиена и культура питания
Основные неинфекционные и инфекционные
Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их
заболевания, их профилактика.
профилактика.
Дорожные знаки и дорожная разметка.
Причины ДТП, дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы светофора
Профилактика переутомления и содержание режима
Профилактика переутомления и содержание режима дня
дня
Тематическое планирование в 7 классе
№
урока
1.
2.
3.
4.
Тема урока
Основное содержание
1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях природного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от
них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины,
ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза,
сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы,
наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные
пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по
безопасному поведению.
Происхождение землетрясений
Понятие землетрясения. Классификация землетрясений
Как оценивают землетрясения. Последствия
Как оценивают землетрясения. Последствия землетрясений
землетрясений
Меры по уменьшению потерь от землетрясений.
Опасность землетрясений, правила поведения вовремя и после
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19
20
21.
22.
23.
Правила безопасного поведения при землетрясениях
Происхождение и виды вулканов
Последствия извержения вулканов
Меры по уменьшению потерь от извержений
вулканов
Оползни
Сели (селевые потоки)
Обвалы
Последствия оползней, селей, обвалов, лавин и меры
по уменьшению потерь от них
Правила безопасного поведения при угрозе и сходе
оползней, селей, обвалов и лавин
Происхождение и виды ураганов, бурь, смерчей
Последствия ураганов, бурь и смерчей. Меры по
уменьшению ущерба от ураганов, бурь, смерчей.
Правила безопасного поведения при угрозе и во
время ураганов, бурь и смерчей.
Происхождение и виды наводнений
Последствия наводнений. Меры по уменьшению
ущерба от наводнений.
Правила безопасного поведения при угрозе и во
время наводнения
Происхождение и классификация цунами
Последствия цунами. Прогнозирование цунами и
меры по уменьшению ущерба от них
Правила безопасного поведения при цунами.
землетрясений.
История извержений вулканов, происхождения и виды вулканов.
Лавовые потоки, взрывная волна, водяные и грязекаменные потоки.
Опасность извержений вулканов, способы уменьшения ущерба от
вулканов.
Оползни, классификация оползней
Сели, классификация селей.
Обвалы, классификация обвалов.
Последствия оползней, селей, обвалов, лавин и меры по уменьшению
потерь от них
Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей,
обвалов и лавин
Происхождение и виды ураганов, бурь, смерчей. Шкала Бофорта,
классификация ураганов, бурь, смерчей.
Последствия ураганов, бурь и смерчей. Меры по уменьшению ущерба от
ураганов, бурь, смерчей.
Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и
смерчей.
Происхождение и виды наводнений, классификация.
Последствия наводнений. Меры по уменьшению ущерба от наводнений.
Меры по уменьшению ущерба от наводнений. Правила безопасного
поведения.
Цунами, их классификация.
Последствия цунами. Прогнозирование цунами и меры по уменьшению
ущерба от них
Правила безопасного поведения при цунами. Порядок оповещения,
действия населения по сигналам оповещения.
Происхождение и классификация лесных и торфяных Происхождение и классификация лесных и торфяных пожаров.
пожаров
Последствия лесных и торфяных пожаров и способы
Последствия лесных и торфяных пожаров и способы их тушения.
их тушения
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Предупреждение лесных и торфяных пожаров.
Предупреждение лесных и торфяных пожаров.
Правила безопасного поведения при нахождении в
Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара.
зоне лесного пожара
Правила безопасного поведения в лесу.
Человек и стихия
Психологические основы выживания в ЧС природного характера.
Характер и темперамент
Типы темперамента. Характеристика основных типов темперамента.
Психологические особенности поведения человека во Психологические особенности поведения человека во время и после
время и после стихийного бедствия.
стихийного бедствия.
2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Повязки. Общая характеристика
Виды повязок, виды бинтов, индивидуальный перевязочный пакет.
Отработка практических навыков наложения повязок Виды повязок на руку и ногу.
на руку и ногу.
Правила оказания первой медицинской помощи при
Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах.
переломах верхних и нижних конечностей
Способы переноски пострадавших
Способы переноски пострадавших, использование подручных средств
для транспортировки пострадавших.
3. Основы здорового образа жизни
Режим- необходимое условие здорового образа жизни Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и
факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание,
режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые
действия, игромания, употребление алкоголя и наркотических веществ,
курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье.
Профилактика вредных привычек и их факторов.
Семья в современном обществе
Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов.
Защита прав ребенка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО
ПРЕДМЕТУ «КУЛЬТУРАБЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения предмета «Культура безопасности жизнедеятельности» должны отражать:
Основы безопасности личности общества и государства Основы комплексной безопасности
Выпускник научится:
• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания;
чрезвычайные
ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе
возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды,
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость
повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению
на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной
окружающей среды;
• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному
отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей
обстановки в регионе;
• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.
Выпускник получит возможность научиться:
• систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их
значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;
• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения
страны;
• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных
жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Выпускник научится:
• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного
и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и
патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;
• характеризовать РСЧС: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать
силы и средства, которыми
располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать
основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные
обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;
• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное
реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени;
• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;
• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о
чрезвычайных ситуациях;
• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне
чрезвычайной ситуации;
• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;
• описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;
• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в
общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.
Выпускник получит возможность научиться:
• формулировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; • подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны
по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;
• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской
Федерации»;
• различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Выпускник научится:
• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной
безопасности России;
• анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать
необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;
• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и анти
экстремистского мышления;
• обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;
• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;
• моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;
• формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
• формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;
• использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к
любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и
террористической деятельности.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Выпускник научится:
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной
жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как
средство физического совершенствования;
• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для
сохранения и укрепления личного здоровья;
• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья
(вредные привычки, ранние половые связи, допинг и др.), и их возможные последствия;
• систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные
качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;
• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного
законодательства в Российской Федерации; объяснять роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения
демографической безопасности государства.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального
здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Выпускник научится:
• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;
• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;
• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи;
соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в
быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать е. средства в конкретных ситуациях;
• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и
систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы
оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.
Выпускник получит возможность научиться:
• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту
повреждениях и травмах.