МОУО – Управление образованием Тавдинского городского округа
Свердловской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18
623955, г. Тавда, ул. Карла Маркса, 42а, телефон: 3-00-17
ПРИНЯТ:
на педагогическом совете
протокол № 9 от 27.06.2024 г
УТВЕРЖДЕН:
Приказом директора МКОУ СОШ № 18
№ 64 от 05.07.2024г
Директор
Е.Н. Каргаполова
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основного общего образования
адаптированной образовательной программы
для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)
на 2024 – 2025 учебный год
г. Тавда, 2024 г.
Пояснительная записка к учебному плану для обучающихся по адаптированной
основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического
развития (вариант 7.1) на 2024 – 2025 учебный год
Учебный план АООП ООО ЗПР (вариант 7.1) МКОУ СОШ № 18 (далее – учебный
план) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и структуру предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам.
Учебный план разработан в соответствии со следующими нормативными
документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Законом Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Санитарными
правилами
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 №28;
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» - Постановление
Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 (таблица 6.6.)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»
Устав МКОУ СОШ № 18;
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) МКОУ СОШ №
18 (АООП ООО вариант 7.1).
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1
Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения от
16.11.2022 № 993. Вариант №1 предназначен для образовательных организаций, в которых
обучение ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели.
Учебный план предусматривает пятилетний нормативный срок освоения
образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного
года при получении основного общего образования для 5–9-х классов – 34 недели.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 академических часов и
более 5848 академических часов.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели и не превышает максимально допустимых норм при 5-дневной учебной неделе и
составляет по классам: 5 класс – 29 часов, 6 класс- 30 часов, 7 класс- 32 часа, 8 класс – 33
часа, 9 класс – 33 часа. Содержание основного общего образования является относительно
завершенным и базовым для продолжения обучения в средней общеобразовательной школе
или в учреждении профессионального образования, создает условия для получения
обязательного среднего образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего
образования, их социального самоопределения и самообразования.
Содержание обучения в основной школе реализует принцип преемственности с
начальной школой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и
организационным формам обучения, характерным для основной школы.
Учебный план определяет состав и объем учебных предметов, курсов, модулей, а
также их распределение по годам обучения.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и
потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей) сформирована на
основании запросов родителей, обеспечивает реализацию особых образовательных
потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР на уровне основного общего
образования
Для реализации учебного плана школа имеет необходимое кадровое, методическое и
материально-техническое обеспечение.
2. Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей.
Обязательные предметные области представлены следующими учебными предметами
(учебными модулями):
Предметная область
Учебный предмет/курс
Русский язык и литература
Иностранные языки
Математика и информатика
Общественно-научные предметы
Естественно-научные предметы
Искусство
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Труд (технология)
Физическая культура
Физическая культура
Основы безопасности и защиты
Основы безопасности и защиты Родины
Родины
Основы духовно-нравственной
Основы духовно-нравственной культуры народов
культуры народов России
России
Распределение часов в учебном плане по предметам соответствует примерным
рабочим программам по учебным предметам, разработанным Федеральным государственным
бюджетным научным учреждением «Институт стратегии развития образования Российской
академии образования» (ФГБНУ «ИСРО РАО»).
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка
Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из
числа языков народов Российской Федерации, из числа государственных языков республик
Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, на основе заявления
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В соответствии с
п. 33.1 ФГОС ООО «Для Организаций, в которых языком образования является русский язык,
изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской
Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при
наличии возможностей Организации и по заявлению обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся».
В МКОУ СОШ № 18 языком образования является русский язык, и в соответствии с п.
33.1 ФГОС ООО изучение родного языка (русского) и родной литературы (русской) из числа
языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской
Федерации осуществляется при наличии возможностей Организации и по заявлению
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в срок до 01
сентября нового учебного года. Заявлений от родителей (законных представитлей)
несовершеннолетних обучающихся на изучение предметов «Родной язык (русский)» и
«Родная литература (русская)» в не поступало, в связи с тем, что в МКОУ СОШ №18 на
языке образования (русском) изучаются обязательные учебные предметы «Русский язык» и
«Литература».
Учебный предмет «История» в рамках обязательной предметной области
«Общественно-научные предметы» в соответствии с ФОП ООО включает в себя учебные
курсы «История России» и «Всеобщая история», на которые суммарно отводится по 2 часа в
неделю в 5–9-х классах. В 9-м классе в соответствии с ФОП ООО и Методическими
рекомендациями, которые Минпросвещения направило письмом от 03.03.2023 № 03-327, в
учебный предмет «История», помимо учебных курсов «История России» и «Всеобщая
история», включен модуль «Введение в новейшую историю России» объемом 14 часов. В
учебном плане уменьшено количество часов по сравнению с федеральным учебным планом
на учебный предмет «Технология». Часы перераспределены с целью реализации модуля
«Введение в новейшую историю России».
Учебный курс «ОДНКНР», основными задачами которого являются: воспитание
способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование
представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в
развитии культуры и истории России и человечества.
При реализации 1 варианта федерального учебного плана количество часов на
физическую культуру, составляет 2, третий час будет реализован образовательной
организацией за счет часов внеурочной деятельности.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе
государственную
аккредитацию
образовательных
организаций,
реализующих
образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на
их изучение по классам (годам) обучения.
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов
(пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Программа коррекционной работы разрабатывается образовательной организацией в
зависимости от особых образовательных потребностей обучающихся.
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы
указано на одного обучающегося.
В рамках внеурочной деятельности выделяется обязательный коррекционный курс
«Логопедические занятия», на который выделяется 2 часа в неделю на каждого
обучающегося.
При проведении занятий по иностранному языку (английскому) не осуществляется
деление классов на группы.
3. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
В соответствии с п. 33.1 ФГОС ООО в целях обеспечения индивидуальных
потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений из перечня, предлагает включение учебных предметов, учебных
курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих углубленное изучение
учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся,
потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие
этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого
МКОУ СОШ № 18, включает учебные предметы, учебные курсы, учебные модули по выбору
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (п.
33.1 ФГОС ООО).
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и
потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей) сформирована на
основании запросов родителей, обеспечивает реализацию особых образовательных
потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР на уровне основного общего
образования:
учебный курс «Культура безопасности жизнедеятельности», в 5-7 классах, с
целью изучения и освоения учащимися интегрированных знаний, умений и навыков,
обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, формирования желания, интереса,
потребности к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих, а также
более основательного и последовательного изучения вопросов, связанных с обеспечением
безопасности личности, общества и государства в повседневных условиях, в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
учебный курс «Математическая грамотность», в 5 классе, введен для
формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные
задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных,
метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение
ключевыми компетенциями;
учебный курс «Исследовательские и проектные работы по химии», в 8
классе, введен для приобретения опыта проектной деятельности как особой формы учебной
деятельности: формирования умения участвовать в проектной или исследовательской
деятельности предметного и межпредметного характера (с приобретением опыта
публичного представления полученных результатов); формирования умения совместно с
учителем планировать и самостоятельно проводить учебное исследование или проектную
работу, в том числе формулировать задачи исследования, выбирать методы исследования,
соответствующие поставленной цели, самостоятельно планировать собственную и
совместную деятельность в группе, следить за выполнением планадействий и корректировать
его; формирования навыка участия в различных формах организации учебноисследовательской и проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах,
олимпиадах, научных обществах, научно-практических конференциях, олимпиадах;
овладения приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со
сверстниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
учебный курс «Естественно-научная грамотность», в 7 классе, введен с целью
освоения и использования естественнонаучных знаний для объяснения естественнонаучных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с
естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные
науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную
сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем,
связанных с естественнонаучной грамотностью; способности человека принимать
эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих
улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в
экономической жизни.
4. Формы промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету как оценка
качества усвоения учащимися всего объема содержания учебного предмета за учебный год на
основании текущей (четвертной) аттестации. Годовая отметка по предметам выставляется
как округленное по законам математики до целого числа среднее арифметическое четвертных
отметок, полученных учащимся по данному предмету. Промежуточная аттестация в школе
обязательна для всех учащихся 5 - 9 классов.
Промежуточная аттестация, обучающихся 9 класса включает в себя итоговое
собеседование по русскому языку. Итоговое собеседование по русскому языку как условие
допуска к государственной итоговой аттестации проводится для обучающихся 9 классов во
вторую среду февраля по текстам, темам и заданиям, сформированным по часовым поясам
Рособрнадзора. Результатом итогового собеседование по русскому языку является «зачет»
или «незачет». В случае, если обучающийся получил за итоговое собеседование по русскому
языку «незачет», он допускается повторно к проведению собеседование по русскому языку в
дополнительные сроки.
Сроки промежуточной аттестации (выставления годовых отметок):
• 5-8 класс - с 19.05. по 23.05.2025 г.;
• 9 класс - с 14.05. по 19.05.2025 г.
Учебный план основного общего образования
Предметная область
Учебный предмет/курс
Количество часов в неделю
5
6
7
8
9
Всего
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
5
6
4
3
3
21
литература
Литература
3
3
2
2
3
13
Иностранные языки
Иностранный язык
3
3
3
3
3
15
Математика и
Математика
5
5
0
0
0
10
информатика
Алгебра
0
0
3
3
3
9
Геометрия
0
0
2
2
2
6
Вероятность и статистика
0
0
1
1
1
3
Информатика
0
0
1
1
1
3
Общественно-научные История
2
2
2
2
2/3 10/11
предметы
Обществознание
0
1
1
1
1
4
География
1
1
2
2
2
8
Естественно-научные
Физика
0
0
2
2
3
7
предметы
Химия
0
0
0
2
2
4
Биология
1
1
1
2
2
7
Искусство
Изобразительное
1
1
1
0
0
3
искусство
Музыка
1
1
1
1
0
4
Технология
Труд (технология)
2
2
2
1
1
8
Физическая культура
Физическая культура
2
2
2
2
2
10
Основы безопасности
Основы безопасности и
0
0
0
1
1
2
и защиты Родины
защиты Родины
Основы духовноОсновы духовно1
1
0
0
0
2
нравственной
нравственной культуры
культуры народов
народов России
России
Итого
27
29
30
31
32.5 149.5
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Культура безопасности жизнедеятельности
1
1
1
0
0
3
Основы математической грамотности
1
0
0
0
0
1
Естественно-научная грамотность
0
0
1
0
0
1
Реальные задачи математики
0
0
0
1
0
1
Речь и культура общения (практическая риторика)
0
0
0
0
1/0
1/0
Исследовательские и проектные работы по химии
0
0
0
1
0
1
Итого
2
1
2
2
0.5
7.5
ИТОГО недельная нагрузка
29
30
32
33
33
157
Количество учебных недель
34
34
34
34
34
170
Всего часов в год
986 1020 1088 1122 1122 5338
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область)
Коррекционно-развивающие занятия
3
3
3
3
3
15
(психологические и дефектологические)
Логопедические занятия
Другие направления внеурочной деятельности
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной неделе) в соответствии
с действующими санитарными правилами и
нормами
2
5
10
2
5
10
2
5
10
2
5
10
2
5
10
10
25
50