Утверждено
приказом МАОУ СОШ №18
от 01.09.2014г. №81-а
Положение о проектной деятельности в МАОУ СОШ №18
1. Общие положения
1.1. Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса в
МАОУ СОШ №18 (далее – ОО) и осуществляется в рамках урочной и внеурочной
деятельности в течение учебного года согласно учебному плану.
1.2. Проектная деятельность обучающегося в ОО рассматривается с нескольких
сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению
проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения учащегося. Она
ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов
обучающихся.
1.3. Учащиеся 1–9-х классов участвуют в индивидуальной и коллективной проектной
деятельности на добровольной основе.
1.4. Индивидуальная проектная работа является обязательной формой
образовательной деятельности, выполняемой учащимся 10–11-х классов в рамках одного или
нескольких учебных предметов согласно учебному плану.
Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершенного учебного
исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального,
прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
1.6. Индивидуальная проектная работа должна соответствовать определенной
структуре (зафиксирована в Приложении 1)
2. Организация проектной деятельности в ОО
2.1. Общее руководство проектной деятельностью учащихся 10–11-х классов в ОО
осуществляет организационный комитет. Председателем организационного комитета
является заместитель директора по УВР.
В состав организационного комитета входят: заместитель директора по УВР,
руководители школьных методических объединений.
2.2. Организационный комитет:
• организует проектную деятельность учащихся в рамках учебного плана;
• распределяет нагрузку педагогов по руководству проектами;
• утверждает перечень тем проектных работ выбранных учащимися;
• проводит предварительную экспертизу работ, представляемых к защите;
• организует и проводит оценивание выполненных проектных работ;
• организует и проводит итоговую научно-практическую конференцию в ОО по
тематическим секциям по итогам выполненных работ;
• осуществляет выдвижение лучших проектных работ для участия в конкурсных
мероприятиях.
2.3. Руководителями проектных работ являются педагоги ОО. Консультантами могут
быть сотрудники иных организаций, а также родители учащихся.
Руководители проектных работ:
• формулируют темы, предлагаемые для выполнения учащимися, и согласуют их с
уполномоченным представителем организационного комитета;
• организуют индивидуальные и групповые консультации для учащихся в процессе
выполнения проектной работы (как плановые, так и по запросам обучающихся),
осуществляют контроль деятельности обучающихся и несут ответственность за качество,
представляемых на защиту работ;
• проводят индивидуальные консультации с учащимися, представляющими свои проектные
работы на конкурсы разного уровня. Для участия проектной работы в конкурсных
мероприятиях разного уровня (муниципальных, окружных, региональных, федеральных)
руководителем работы организуется оформление сопровождающей документации,
предусмотренной форматом данного конкурса, и согласовывается с организационным
комитетом ОО.
2.4. Выполнение индивидуальной (или коллективной) проектной работы для учащихся
других классов ОО является добровольным и осуществляется в процессе урочной и
внеурочной деятельности по согласованию с педагогами. Результаты выполнения учебных
проектов могут учитываться при выставлении учителями годовой отметки по
соответствующему предмету и в составе портфолио учащегося.
2.5. Представление результатов проектной деятельности предусматривает публичную
защиту работы учащимся на научно-практической конференции или на специальном
заседании организационного комитета.
3. Порядок и требования к выполнению проектной работы
3.1. Учащиеся 10-х классов самостоятельно выбирают предметную область, в которой
будет осуществляться проектная работа, и руководителя работы из числа педагогов ОО. В
случае затруднений с выбором организационный комитет назначает в качестве
руководителя работы одного из педагогов ОО.
3.2. Учащиеся самостоятельно формулируют тему (либо выбирают одну из тем,
предложенных педагогом), определяют цель (продукт) работы и ее жанровые особенности
и согласуют с руководителем проекта. Согласованные темы проекта утверждаются
организационным комитетом не позднее 1 октября текущего учебного года.
3.3. План-график выполнения проектной работы согласовывается с руководителем
проектной работы на 2 учебных года (10-й и 11-й классы).
4. Порядок и требования к защите проекта
4.1. Проектная работа, выполненная и представляемая на защиту, должна содержать
следующие материалы:
• выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
• описание проектной работы согласно п. 1.6.
• рецензию руководителя.
4.2. Публичная защита проектной работы проводится лично автором в устной форме на
научно-практической конференции или в рамках специального открытого заседания
организационного комитета проектной деятельности.
О конкретной дате защиты учащиеся оповещаются руководителем проектной работы не
позднее, чем за месяц до дня ее проведения.
4.3. Не менее чем за неделю до дня публичной защиты проектной работы руководителю
предоставляется один экземпляр паспорта работы, оформленный в соответствии с
установленными нормами.
4.4. Перед публичной защитой проекта, ее участники должны провести проверку
демонстрационной техники, записать работу или ее демонстрационную версию на
компьютер, который будет использоваться во время презентации, проверить качество
записи и условия демонстрации.
4.5. Продолжительность выступления не должна превышать 10 мин. После завершения
выступления автор проектной работы, отвечает на вопросы членов организационного
комитета (не более 5 мин).
4.6. По итогам выполнения и защиты проектной работы решением организационного
комитета учащемуся выставляется итоговая оценка.
4.7. Решением организационного комитета лучшие проектные работы могут быть
рекомендованы для участия в конкурсных мероприятиях внешкольного уровня.
4.8. Учащиеся по согласованию с руководителем могут направлять завершенные проектные
работы на конкурсы различного уровня, проводимые по соответствующей тематике. Для
обучающихся – авторов проектных работ, ставших победителями и призерами городских,
региональных, межрегиональных, республиканских или международных конкурсов,
результат участия в конкурсе приравнивается к процедуре публичной защиты проекта.
Решением организационного комитета данному учащемуся выставляется итоговая оценка
«отлично».
5. Критерии оценки проектной работы
Индивидуальная проектная работа оценивается по следующим критериям:
• сформированность познавательных универсальных учебных действий (далее – УУД) как
способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся
в умении сформулировать тему, обосновать ее актуальность и выбрать адекватные приемы
ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов, обоснование и
создание модели, объекта, творческого решения и т. п.;
• регулятивных УУД как способность, проявляющаяся в умении самостоятельно ставить
цели и задачи, планировать и управлять своей деятельностью во времени, использовать
имеющиеся и привлекать недостающие ресурсы, осуществлять выбор оптимальных приемов
деятельности;
• предметных знаний и способов действий как способность, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, логично и обоснованно в соответствии с темой использовать
имеющиеся знания и способы действий;
• коммуникативных УУД как способность, проявляющаяся в способности ясно изложить
содержание выполненной работы, представить ее результаты, четко и аргументированно
ответить на вопросы.
Приложение 1
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
проект – самостоятельная творческая научная работа учащегося. Независимо от
избранной темы рекомендуется придерживаться приведенной ниже структуры .
Структура проектной работы включает следующие элементы:
ОГЛАВЛЕНИЕ – название работы.
СОДЕРЖАНИЕ /ПЛАН/ - перечень основных разделов и подразделов
с указанием страниц, на которых данные разделы расположены.
ВВЕДЕНИЕ – вступительная часть, которая должна стать «визитной
карточкой» работы.
В нем обязательно должно быть отражено:
- краткая характеристика изучаемой темы;
- обоснование актуальности исследования /постановка проблемы/;
- объяснение личной заинтересованности автора /обстоятельств, которые способствовали
появлению интереса исследователя к данной теме/;
- теоретическая и практическая значимость работы;
- цель и задачи исследования;
- объект, предмет исследования;
- краткий обзор важнейших источников;
- историография проблемы – обзор научной, научно-популярной, справочной и другой
литературы, в которой представлены взгляды авторов на ту или иную проблему, с целью
выявления полноты ее исследования, поля проблем, динамики развития.
Компоненты введения излагаются с новой строки и выделяются жирным шрифтом.
Объем введения обычно составляет 1/10 часть объема работы.
Краткое содержание составных частей введения
Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной
ситуации для решения конкретной проблемы /задачи, вопроса/.
Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. Выбрав
тему, исследователь должен определить, в чем ее актуальность. Актуальность темы может
быть обоснована целым рядом обстоятельств:
личными /я не знаю историю своей семьи, поэтому хочу ее изучить/;
общественными /жители нашего города часто болеют онкологическими
заболеваниями, и я хочу выяснить причины этого/;
государственными /молодежь нашей страны не очень активно участвует в выборах, и
я хочу внести свои предложения по решению данной проблемы/;
учебными /в школьном учебнике истории эта тема раскрыта не очень глубоко,
поэтому для меня важно разобраться…/;
научными /данная тема мало изучена, поэтому требуется ее исследовать/
Цель /предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить/ - стратегия исследования,
желаемый конечный результат исследования.
Формулировки цели могут звучать так:
определить пути развития правовой компетентности учащихся в области
избирательного права;
выявить роль СМИ в формировании общественного мнения по проблеме …;
обобщить опыт деятельности органов школьного самоуправления;
выяснить основные линии спора западников и славянофилов.
Задачи /сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения/ - тактика
исследования, выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается
на дроблении цели исследования на подцели, то есть представляют собой все
последовательные этапы организации и проведения исследования.
В работе может быть поставлено несколько задач.
Например, перечень задач, поставленных при разработке темы «Развитие правовой
компетентности учащихся в области избирательного права»:
определить понятие «правовая компетентность» и место в нем понятий «избиратель»,
«избирательное право»;
обозначить актуальность проблемы социальной пассивности молодежи;
провести социологический опрос учащихся школы по проблемам избирательного
права;
разработать программу для учащихся школы «Развитие правовой культуры
избирателя».
Три основных правила при формулировании цели и задач:
1. Цель работы должна быть более крупным структурным элементом, чем
задачи.
2. Поставленные задачи должны помочь в достижении цели.
3. При определении цели и задач желательно указание способов
деятельности:
изучить нормативно-правовые акты, связанные с избирательными правами граждан
России;
обобщить литературу по проблеме …;
проанализировать конкретную ситуацию …;
выявить основные тенденции …;
определить основные направления …;
разработать …,
экспериментально проверить …
Представленные в конце работы выводы должны соответствовать поставленным цели
и задачам. Это может выглядеть следующим образом:
o изучив нормативно-правовые акты …, мы пришли к выводу, что …;
o обобщив литературу по изучению нами проблемы, мы выяснили, что …;
o проанализировав отношение молодежи к избирательному праву …, мы выявили
основные тенденции …;
o изучив проблему …, мы предлагаем следующие направления развития правовой
культуры молодежи …
Объектная область, объект и предмет исследования.
Прежде чем выбрать тему исследования, необходимо определить «объектную
область», «объект» и «предмет» исследования, так как каждая тема находится в
определенной системе координат.
Объектная область – это область, сфера науки и практики, в которой находится
объект исследования.
Объект исследования – это та крупная, относительно самостоятельная часть объектной
области, в которой находится предмет исследования.
Например, если выбирается объектная область истории избирательного права, то объектом
исследования могут быть избирательные системы различных государств в определенные
исторические эпохи, особенности этих систем.
Предмет исследования – это контрольная часть объекта. При изучении истории
избирательного права предметом исследования могут быть отдельные аспекты этой
проблемы: деятельность конкретных избирательных комиссий, формы организации участия
граждан в избирательных кампаниях, правила формирования избирательных комиссий и т.п.
Соотношение между объектной областью, объектом и предметом исследования
построено на принципе соподчинения сверху вниз, то есть при написании работы следует
рассматривать объект в рамках объектной области, а предмет – в рамках объекта. Причем
сужение происходит за счет более детального рассмотрения, изучения. Границы между
объектной областью , объектом и предметом очень подвижны: то, что в одном случае
является объектом исследования, в другом случае может стать его предметом.
Несколько примеров, характеризующих объектную область, объект и предмет:
Духовная жизнь общества / Медиакультура / Влияние медиакультуры на ценностные
ориентиры молодежи;
Информационные технологии / Информационные технологии в образовании /
Информационные технологии ак образовательный ресурс;
Дискуссии о тоталитаризме / Тоталитарное общество в СССР / Формирование
тоталитарного сознания в советском обществе 1930-х – 1950-х гг.;
Глобальные проблемы человечества / Демографические проблемы современной
России / Влияние экологического фактора на демографические процессы в
Свердловской области;
Генеалогия / Великая Отечественная война / Моя семья в годы Великой
Отечественной войны.
Степень и уровень разработанности проблемы включает в себя исторический экскурс
развития темы, степень научной изученности проблемы. Дается оценка главных достижений
и недостатков в исследовании темы в литературе.
Источниковая база исследования – дается анализ только использованных источников
информации, на которые есть ссылки в тексте работы. Необходимо использовать
максимальное количество различных источников информации: нормативных документов,
текстовых изложений, периодики, статистических и иконографических данных, источников
личного происхождения, информационно-библиографических и периодических изданий,
автоматизированных информационно - библиографических систем, баз и банков данных,
Интернет-ресурсов.
Теоретическая значимость работы подразумевает вклад, который вносит данная работа в
определенные теоретические проблемы, расширяя их границы, уточняя или формулируя
новые понятия, формулировки и т.д. Например, «Результаты настоящего исследования могут
быть использованы в теоретическом курсе по предмету … (формулируется предмет)».
Практическая значимость работы подразумевает возможность применения полученных
результатов в практической деятельности предприятия для решения конкретных задач или
повышения эффективности работы, а также возможность их использования в практике
образовательного и иного учреждения или для продолжения исследования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Требования к основной части:
- раскрытие всех пунктов составленного плана/ каждый раздел основной части должен
начинаться с постановки задачи и заканчиваться кратким выводом/;
- связное изложение накопленного и проанализированного материала;
- изложение сути проблемы, различные точки зрения на нее, собственная позиция автора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комплексная форма завершения исследования включает в себя:
- суммирование выводов, содержащих ответы на поставленные вопросы;
- собственные обобщения автора работы;
- результаты и личностная значимость проделанной работы;
- перспективы продолжения работы над темой;
- предположение о возможном использовании работы.
По объему заключение не должно превышать введение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
При написании исследовательской работы источниками являются нормативные и
законодательные акты. Обязательно использование справочной, общей и специальной
отечественной /зарубежной/ литературы /книги, статьи из журналов и газет/ за последние
три года /не менее 10 – 15 источников/ по теме работы. А также информационные источники
- справочные системы, сайты, CD-диски, видеоматериалы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложения – дополнительный материал по теме, представленный в виде фотографий,
иллюстраций, таблиц, словаря персоналий, понятий, указателей, опросников, принятых
сокращений, хронологических данных, анкет, памяток, материалов наблюдений,
тестирования, результатов практических работ и другое.