ПОЛОЖЕНИЕ
о портфолио обучающихся
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Уставом
МАОУ СОШ №18 с целью индивидуализации и дифференциации процесса
образования в ОО, личностного и профессионального самоопределения
обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных
результатов воспитания, развития и социализации.
1.2. Положение определяет порядок оценки достижений учащихся ОО
по различным направлениям деятельности с помощью составления
Портфолио.
1.3. Портфель личных достижений (далее портфолио) – это
индивидуальная
папка
обучающегося,
в
которой
фиксируются,
накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных
видах
деятельности:
учебной,
творческой,
социально-значимой,
экологической, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной.
1.4. Портфолио может быть представлен в форме дневника достижений
(дневника самоанализа) учащегося или иных формах по решению
Методического совета ОО.
1.5. Портфолио может быть представлен на электронных и бумажных
носителях.
1.6. Портфолио обучающегося содержит комплекс документов,
представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных
индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной
накопительной оценки, которая наряду с результатами текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся является
показателем их интеллектуального, физического и духовно-нравственного
развития.
1.7. Портфолио является основанием для составления рейтингов
выпускников начальной, основной и средней школы по итогам обучения на
соответствующей ступени образования.
2. Цели и задачи портфолио
2.1 Цель
портфолио – отслеживание, учѐт и оценивание
индивидуальных достижений учащихся в различных видах деятельности.
2.2. Основными задачами применения портфолио являются:
повышение качества образования в ОО;
создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося;
поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося,
его активности и самостоятельности;
систематическое вовлечение учащегося в различные виды
деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую,
спортивно-оздоровительную;
развитие навыков оценочной деятельности учащихся, формирование
адекватной самооценки;
формирование у учащегося умения учиться – ставить цели,
планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
создание ситуации успеха для каждого ученика;
содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
2.3. На уровне начального общего образования основной задачей
портфолио является формирование у учащихся первичных навыков
самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и
вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися.
Портфолио служит для сбора информации о динамике продвижения
обучающегося в различных видах деятельности и позволяет реально оценить
готовность ребенка к обучению в среднем звене.
2.4. На уровне основного общего образования Портфолио служит для
сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в
различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой,
творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и
общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей,
потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения
дальнейшего профиля обучения.
2.5. На уровне среднего общего образования Портфолио служит
инструментом профилизации обучения и создания индивидуальной
образовательной
траектории
обучающегося,
отражает
результаты
индивидуальной образовательной активности, степени развитости,
воспитанности и социализированности его личности.
3. Участники работы над портфолио и их функциональные
обязанности
3.1. Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их
родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги
дополнительного образования и администрация школы.
3.2. Обязанности учащегося:
оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой.
Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет
право включать в накопительную папку дополнительные разделы,
материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
3.3. Обязанности родителей:
помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за
пополнением портфолио.
3.4. Обязанности классного руководителя:
является консультантом и помощником, в основе деятельности которого
– сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам
ведения портфолио; организует воспитательную работу с учащимися,
направленную на их личностное и профессиональное самоопределение.
Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися,
учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования.
Осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио.
3.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного
образования:
проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по
формированию портфолио. Предоставляют учащимся места деятельности
для накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов,
конференций по предмету или образовательной области. Разрабатывают и
внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по
предмету. Проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут
рецензии, отзывы на учебные работы.
3.6. Обязанности администрации ОО:
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует
работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического
коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном
процессе ОО и несѐт ответственность за достоверность сведений, входящих в
портфолио.
Директор ОО создает условия для мотивации педагогов к работе по
новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью
педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в
практике работы школы.
4. Структура портфолио
4.1. Портфолио учащегося имеет титульный лист и включает в себя
следующую информацию.
«Мой портрет». Здесь содержатся сведения об учащемся, который
может представить его любым способом. Здесь могут быть личные данные
учащегося, ведущего портфолио, его автобиография, личные фотографии.
Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года,
ставит цели и анализирует достижения.
«Портфолио документов». В этом разделе должны быть представлены
сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные
достижения. Здесь учащийся представляет дипломы олимпиад, конкурсов,
соревнований, сертификаты учреждений дополнительного образования,
табели успеваемости, результаты тестирования.
«Портфолио работ». Учащийся представляет комплект своих
творческих и проектных работ, описание основных форм и направлений его
учебной и творческой активности, участие в школьных и внешкольных
мероприятиях, конкурсах, конференциях, прохождение элективных курсов,
различного рода практик, спортивных и художественных достижений.
«Портфолио отзывов». Он включает в себя отзывы, рецензии работ,
характеристики классного руководителя, учителей-предметников, педагогов
дополнительного образования на различные виды деятельности учащегося.
4.2. Информация о достижениях учащегося, определѐнная в п. 4.1
настоящего Положения распределяется по разделам:
1). Мой портрет.
2). Мои учебные достижения.
3). Мои духовно-нравственные достижения.
4). Мои спортивно-оздоровительные достижения.
5). Мои общественно-значимые достижения.
6). Мои творческие достижения.
7). Мои награды.
5. Оформление и обобщение достижений обучающихся,
представленных в портфолио
5.1. Портфолио оформляется в соответствии с принятой в ОО
структурой, указанной в пункте 4.2. настоящего Положения самим учащимся
в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном
виде.
5.2. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается
помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе
совместной работы которых устанавливается отношения партнерства,
сотрудничества. Это позволяет учащимся
постепенно развивать
самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
5.3. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные
материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.
5.4. При оформлении портфолио следует соблюдать следующие
требования:
- записи вести аккуратно и самостоятельно;
- предоставлять достоверную информацию.
5.5. В конце учебного года учащийся самостоятельно проводит анализ
личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы
действий с учетом имеющихся результатов.
5.6. Анализ работы над портфолио в течение учебного года проводится
классным руководителем.
5.7. По каждому виду деятельности учащихся, представленному в
портфолио, могут выстраиваться рейтинги (внутри класса, по параллели, по
уровням образования, в целом по школе).