Рабочая программа внеурочной деятельности «Настольный теннис»

Муниципальный орган Управления образованием –
Управление образованием Тавдинского городского округа
Муниципальное казенное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18

Утверждено:
Приказом МКОУ СОШ №18
от 05.07.2024 №63
«Об утверждении рабочей программы»

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Настольный теннис»

Учитель физической культуры:
Охлопкова С.О.

Тавда
2024 год

1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Настольный теннис» (далее – Программа) призвана обеспечить
направление дополнительного физкультурного образования обучающихся
дополнительного образовательного
учреждения с использованием
способов двигательной деятельности из раздела «Настольный теннис».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Настольный теннис» является нормативным документом и составлена в
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.), Концепцией развития
дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г № 1726-р.
2. Направленность дополнительной образовательной программы.
Направленность данной Программы: физкультурно-спортивная.
В процессе освоения Программы происходит расширение двигательного
опыта детей, укрепление здоровья и формирования основ индивидуального
здорового
образа
жизни;
совершенствование
функциональных
возможностей организма; формирование позитивной психологии общения
и коллективного взаимодействия.
3.Актуальность
программы:
Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых
помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые
правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей. Очень важно,
чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное
напряжение. Это легко можно достичь в тренировочном зале, посредством
занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий
для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству,
обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику
асоциального поведения, целостность процесса психического и физического
здоровья детей. Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные
условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не
терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а
при неудаче не падать духом.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в
связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания
развивается гиподинамия. Решить отчасти эту проблему призвана программа
дополнительного образования «Настольный теннис». Программа направлена
на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании
функциональности организма.
Новизна данной программы в том, что она учитывает специфику
дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих
заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе

обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта
очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной
спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического
воспитания и всестороннего физического развития.
4. Объем и срок реализации программы 3 года, 204 часа.
5. Отличительные особенности Программы
Специфика
организации
обучения
по
дополнительной
общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности
«Настольный теннис» заключается в том, что программа предусматривает
последовательность изучения и освоения материала по технической,
тактической, специальной физической и теоретической подготовке в
соответствии с периодами обучения, что позволяет соблюсти принцип
преемственности в построении учебно- тренировочного процесса.
Программа раскрывает весь комплекс воспитания, обучения, тренировки
в спортивной школе, является многолетним процессом и предусматривает
определённые требования для обучающихся в соответствии с этапом
подготовки.
Программа предусматривает:
-проведение теоретических и практических занятий;
-обязательное выполнение учебно-тематического плана;
- сдачу контрольно-переводных нормативов;
регулярное
участие
в
соревнованиях.
6. Адресат программы.
Данная программа предназначена для детей в возрасте от 9 до 16 лет.
Принцип набора детей в объединение: формирование групп по возрасту.
Особенности набора детей: набор свободный. Принимаются все желающие.
Специального отбора не производится. В программе предусмотрено участие
талантливых (одарённых, мотивированных) детей; детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации. Обучающие предоставляют медицинский
допуск врача о состоянии здоровья.
Условия
реализации
программы.
Программу реализует педагог дополнительного образования,
соответствующий необходимым квалификационным характеристикам по
должности «педагог дополнительного образования». Данная программа
рассчитана на учащихся, желающих заниматься спортом, имеющих
письменное разрешение врача-педиатра (справка) и согласие родителей
(заявление).
Набор на 1 год обучения производится по заявлениям родителей всех
желающих учащихся.
8.
Формы
и
режим
занятий.
Режим занятий:
Занятия в объединении проводятся 2 раза в неделю по 1часу.
7.

9. Формы проведения занятий: обучающее занятие, беседа, инструктаж,
играсоревнование,
тренировка,
тестирование.
9.1
Формы
организации
деятельности
детей
на
занятии:
Форма организации детей на занятии: групповая с организацией
индивидуальных форм работы внутри группы, в парах, подгрупповая. Работа
по Программе предполагает проведение игр, спортивных конкурсов и
состязаний на площадках и в спортивном зале.
Форма
проведения
занятий:
практическое,
комбинированное,
соревновательное. Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной
программой являются:
- словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление
об изучаемом движении (объяснение, рассказ, замечания; команды,
распоряжения, указания и др.);
- наглядные методы – помогают создать у учащихся конкретные
представления об изучаемых действиях (показ упражнений, учебных
наглядных пособий, видеофильмов); 
практические
методы:
метод
упражнений,
игровой
метод,
соревновательный.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, товарищеские встречи,
соревнования, групповые учебно-тренировочные занятия.
9.2 Формы подведения итогов реализации программы являются:
- Анализ как коллективных, так и индивидуальных достижений (обсуждение
со
всеми
учащимися
групп).
- Участие в спортивном движении (соревнования), открытые занятия, мастерклассы.
9.3
Формы
фиксации
результатов:
- Диагностическая карта. Определение уровня обучаемости по возрасту
обучения.
10.
Методы
и
приемы,
используемые
на
занятиях:
инструктаж
(на
первых
занятиях
по
теме);
- тренинг (на занятиях по отработке навыка работы в соответствующей
технике);
- оценка (на итоговых занятиях по разделам для определения результата
деятельности);
- индивидуальные задания в каждом разделе, начиная со второго полугодия
обучения.
- пример.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель:
Создание условий для развития физических и личностных качеств учащихся,
путём привлечения их к занятиям настольным теннисом.
Задачи:
1.
Образовательные
задачи:
-обучение правилам игры в настольный теннис;
-овладение и отработка технических приёмов игры в настольный теннис;
-овладение основами индивидуальной, и парной тактик игры в настольный
теннис;
-обучение правильному выполнению специальных физических упражнений;
-обучение учащихся безопасному поведению в быту, на занятиях, при
посещении
массовых
мероприятий;
- изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории
настольного
тенниса.
2.
Развивающие
задачи:
-формирование у учащихся двигательных умений и навыков, необходимых
для
занятий
настольным
теннисом
развитие
быстроты,
ловкости,
точности,
внимания;
3.
Воспитательные
задачи:
-воспитание у учащихся дисциплинированности, решительности, чувство
коллективизма,
чувств:
взаимопомощи
и
взаимопонимания;
-развитие
лидерских
качеств
-воспитание потребность в здоровом образе жизни и систематическим
занятиям
спортом
или
физической
культурой.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
учебно-тематический план
№
п/п

всего
часов

наименование тем

количество часов учебных
занятий
теоретические
24

практические

1.

24
Теоретические занятия:
физическая культура и
спорт в
России
-гигиенические знания и
навыки - профилактика
травматизма в теннисе;
-оборудование и инвентарь;
-строение и функции организма
человека;
-основы техники игры в теннис

2.

Практические занятия:
-общая физическая подготовка специальная физическая
подготовка
-избранный вид спорта

164

164

3.

Самостоятельная работа

14

14

4.

Контрольные испытания

2

2

Итого часов:

252

24

228

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Физическая культура и спорт в России.
Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть
общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития
граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической
культуры в воспитании молодежи. Основные сведения о спортивной
классификации. Спортивные разряды и звания. Юношеские разряды по
теннису. Достижения теннисистов России на мировой арене.
Тема 2. Гигиенические знания и навыки.
Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных системах
энергообеспечения
человека.
Дыхание.
Значение
дыхания
для
жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Потребление
кислорода. Функция пищеварительного аппарата. Гигиенические требования к
питанию. Режим питания. Уход за телом, полостью рта и зубами.
Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Режим дня
спортсменов. Значение зарядки в режиме спортсмена. Профилактика вредных
привычек.
Тема 3. Профилактика травматизма и заболеваемости в н/теннисе.
Простудные заболевании у спортсменов. Причины и профилактика.
Закаливание организма. Виды закаливания. Предупреждение инфекционных
заболеваний при занятиях спортом. Травматизм в процессе занятий спортом,
оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях. Доврачебная
помощь пострадавшему. Самоконтроль и профилактика спортивного
травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным
занятиям.
Тема 4. Оборудование и инвентарь.
Характеристика ракеток и их классификация: динамическая инерция,
управляемость, контроль, ударное пятно. Подбор ракеток по весу, балансу,
управляемости, ударной способности, качества накладки для ракетки. Мячи,
обувь, экипировка теннисиста.
Тема 5. Строение и функции организма человека.
Краткие сведения об опорно-двигательном аппарате (кости, суставы, мышцы).
Строение и функции органов дыхания, кровообращения, пищеварения,
сердечно-сосудистой и нервной системы. Влияние занятий спортом на
обменные процессы, развитие организма.
Тема 6. Основы техники игры в н/теннис.
Основные сведения о технике игры, о ее значении для роста спортивного
мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация
приемов техники игры в н/теннис. Анализ выполнения техники изучаемых
приемов игры. Методические приемы и средства обучения технике игры. О
взаимосвязи технической и физической подготовки. Разнообразие и
вариативность технических приемов в зависимости от направления и силы
вращения мяча, показатели надежности и точности технических действий,

целесообразная вариативность действий. Просмотр видеозаписей техники
игры сильнейших теннисистов.
Общая физическая подготовка
Общая физическая подготовка чрезвычайно важна для создания базовых
условий успешной специализации.
Основной задачей занятий по общей физической подготовке является
укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие обучающихся.
Особенно благоприятен ранний возраст обучающихся для развития
качеств и способностей, не связанных с проявлением их абсолютных
показателей. Целесообразно развивать такие качества, как гибкость,
ловкость, двигательно-координационные способности.
Для этого применяется комплекс общеразвивающих упражнений,
подвижные игры, беговые и прыжковые упражнения:
- упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног:
- вращения в лучезапястных, локтевых, плечевых суставах, сгибание и
разгибание стоп ног;
- повороты, наклоны и вращения туловища в различных направлениях;
- из положения виса на гимнастической стенке (или перекладине) подъем
согнутых и прямых в коленях ног до прямого угла ног по отношению к
туловищу;
- подъём ног за голову с касанием носками пола за головой из положения
лёжа на спине;
- подъём туловища с касанием пальцами рук носков ног из положения
лежа на спине;
- медленный бег на время;
- бег на короткие дистанции на время - 20 метров, 30 метров, челночный
бег 5 х 15 метров;
- прыжки с места толчком обеих ног;
- прыжки через гимнастическую скамейку (через линию, нарисованную
мелом на полу);
- прыжки боком вправо-влево;
- прыжки "кенгуру" с подтягиванием колен к груди;
- прыжки на одной и двух ногах;
- прыжки через гимнастическую скамейку на время;
- прыжки в приседе вперёд, назад, влево, вправо;
- ходьба на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне ступни;
- подвижные игры с мячом и без мяча.
Общеразвивающие упражнения без предметов
Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания,
вращения, махи, отведения и приведения, рывки на месте и в движении.

Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в
различных направлениях.
Упражнения для туловища: упражнения на формирование правильной
осанки; в различных исходных положениях – наклоны, повороты и
вращения туловища; в положении лежа – поднимание и опускание ног,
круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание
туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания
на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными
пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах – повороты и
наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, приседания, приседания с
партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в
стойке, игры с элементами сопротивления.
Упражнения с предметами

Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки с вращением
скакалки вперед, назад на одной и обеих ногах, прыжки с поворотами,
прыжки в приседе и полу приседе.
Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами – броски,
ловля в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа), с поворотами
и приседаниями.
Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и
разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки,
приседания.
Элементы акробатики

Кувырки (вперед, назад и в стороны) в группировке, полу шпагат; полет –
кувырок вперед с места и с разбега, перевороты (в стороны и вперед).
Подвижные игры и эстафеты

Игры с мячом; игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с
метанием; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы
препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и
собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и
ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных
элементов.
Легкоатлетические упражнения

Бег на 30, 60, 100, 200 м, а также на 400, 500, 800, 1500 м. Кроссы от 1000
до 3000 м (в зависимости от возраста). Прыжки в длину и в высоту с
места и с разбега. Метания.
Спортивные игры
Ручной мяч, баскетбол, футбол.

Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития силы
Приседание с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2 – 4 кг,
мешочки с песком 3 – 5 кг, диск от штанги, штанга для подростков и
юношеских групп, вес штанги от 40 до 70 % от веса спортсмена) с
последующим быстрым выпрямлением. Подскоки и прыжки после
приседа без отягощения и с отягощением. Приседание на одной ноге
«пистолет» с последующим подскоком вверх. Лежа на животе – сгибание
ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора
(для укрепления мышц задней поверхности бедра).
Упражнения для развития быстроты
Повторный бег коротких отрезков (10 – 30 м) из различных исходных
положений (лицом, боком и спиной к стартовой линии); сидя, лежа,
находясь в положении широкого выпада; медленного бега,
подпрыгивания или бега на месте и в разных направлениях. Бег с
изменением направления (до 180 ). Бег с прыжками. Эстафетный бег.
Бег с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег или
остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом
направлении и т.д. «Челночный бег» (туда и обратно): 2 х 10 м, 4 х 5 м, 4
х 10 м, 2 х 15 м и т.п. «Челночный бег», но отрезок вначале пробегается
лицом вперед, а обратно – спиной и т.д. Бег боком и спиной вперед (на 10
– 20 м) наперегонки. Бег змейкой между расставленными в различном
положении стойками, стоящими и медленно передвигающимися с
помощью партнеров. Бег с быстрым изменением способа передвижения
(например, быстрый переход от обычного бега на бег спиной вперед).
Упражнения для развития ловкости
Прыжки с разбега толчком одной или двумя ногами, стараясь достать
высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой; то же, выполняя в
прыжке поворот на 90 - 180 . Прыжки вперед с поворотом. Прыжки с
места и с разбега. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и
левое плечо. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом» и др.
Упражнения для развития выносливости
Бег равномерный и переменный. Катание на велосипеде, плавание
1.Техническая подготовка
Педагогический процесс овладения техническими приемами тенниса,
обучение теннисиста технике движений и действий, служащих
средством ведения спортивной борьбы или средством тренировки, и
доведение их до необходимой степени совершенства.

Под техникой игры понимается совокупность приемов и действий,
обеспечивающих наиболее эффективные-решения пяти принципиальных
двигательных задач, решение которых должно быть направлено на выбор и
умение применять в игре: - основные хватки ракетки;
- оптимальный по величине и форме замах;
- качественный подход к мячу;
- своевременный момент удара ракеткой по мячу;
- контроль за величиной усилия и направлением движения ракетки при
окончании удара.
Каждая из этих задач решается отдельно по мере очередности в освоении и
совершенствовании техники выполнения двигательного действия.
2. Тактическая подготовка.
На возрастном уровне периода общеразвивающей программы неправомерно
требовать от обучающихся четкого, технически безупречного выполнения
конкретных задач в упражнениях с мячом и ракеткой.
Основными педагогическими принципами работы тренера-преподавателя
являются последовательность и преемственность заданий и упражнений,
переход от простого к сложному.
3.Базовая техника.
Хватка ракетки. Овладение правильной хваткой ракетки. Многократное
повторение хватки ракетки и основной стойки в простых условиях и
упражнениях.
Жонглирование мячом. Упражнения с мячом и ракеткой:
- броски мяча правой (левой) рукой о пол, партнеру, о стену с ловлей мяча
правой и левой руками сверху и снизу, перебрасывание мяча с одной руки на
другую, подбрасывание мяча вверх с ловлей двумя, одной рукой;
- различные виды жонглирования мячом, подвешенным «на удочке», подброс
мяча правой, левой сторонами ракетки, двумя сторонами поочередно, удары о
стенку правой, левой сторонами ракетки, двумя сторонами поочередно; различные виды жонглирования мячом: удары по мячу правой, левой
сторонами ракетки, двумя сторонами поочередно, удары по мячу на разную
высоту (выше и ниже уровня глаз) с последующей ловлей мяча ракеткой без
отскока от нее правой и левой стороной ракетки, удары по мячу поочередно
ребром ракетки и ее игровой поверхностью;
- упражнения с ракеткой и мячом в движении - шагом, бегом, бегом с
жонглированием разными сторонами ракетки и двумя сторонами ракетки
поочередно; то же с поворотами, изменением направления бега, шагом, бегом
с мячом, лежащим на поверхности игровой плоскости ракетки;

- удары справа и слева ракеткой по мячу у тренировочной стенки, у
приставленной к столу половинке стола или тренировочной стенке - серийные
(на точность безошибочных попаданий) удары, одиночные удары;
- удар на столе по мячам, удобно выбрасываемым (отбиваемым) тренеромпреподавателем, партнером, тренажером;
- сочетание ударов справа и слева у тренировочной стенки, приставленной к
столу половинке стола или тренировочной стенке, по мячам, удобно
выбрасываемым
(отбиваемым)
тренером-преподавателем,
партнером,
тренажером.

4. Овладение базовой техникой с работой ног.
После освоения элементарных упражнений с мячом и ракеткой рекомендуется
переход к изучению техники простейших ударов:
- разучивание и имитация исходных для ударов основных позиций положение ног, разворот туловища, форма замаха, положение руки по
отношению к туловищу, положение ракетки, кисти, предплечья, плеча;
- многократное повторение ударного движения на разных скоростях
(сначала - медленное, затем - ускоренное) без мяча, с мячом у стенки;
- игра на столе с тренером-преподавателем (партнером) одним видом удара
(только справа или только слева), а затем сочетание ударов справа и слева;
свободная игра ударами на столе.
5. Овладение техникой ударов по мячу на столе.
После освоения обучающимися игры на столе ударами из различных точек
применяются следующие упражнения:
- упражнения с придачей мячу вращения:
- удары по мячу левой и правой стороной ракетки после его отскока от пола;
- удары по мячу левой и правой стороной ракетки без отскока от пола;
- удары по мячу левой и правой стороной ракетки у тренировочной стенки;
- удары по мячу левой и правой стороной ракетки на половинке стола,
приставленной к стене;
- удары по мячу левой и правой стороной ракетки при игре с тренером
преподавателем (партнером), тренажером;
- имитация ударов накатом, подрезкой у зеркала без ракетки, с ракеткой, на
простейших тренировочных тренажерах;
- имитация передвижений влево – вправо – вперед - назад с выполнением
ударных действий;
- одиночные передвижения и удары, серийные передвижения и удары;

- имитация передвижений в игровой стойке со сменой зон (передвижения
влево - вправо, вперед-назад, по «треугольнику» - вперед – вправо - назад,
вперед - влево - назад);
- имитация ударов с замером времени - удары справа, слева и сочетание.
6.Базовая тактика
Игра на столе с тренером-преподавателем (партнером, тренажером роботом)
направлена на наибольшее количество попаданий в серии:
- игра одним (двумя) ударами из одной точки в одном, двух, трех
направлениях;
- игра одним видом удара из двух, трех точек в одном (в разных) направлении;
- выполнение подач разными ударами;
- игра накатом - различные варианты по длине полета мяча, направлениям
полета мяча, сочетание накатов справа и слева;
- игра срезкой и подрезкой - различные варианты по длине полета мяча, по
направлениям полета мяча, сочетание накатов справа и слева;
- игра на счет разученными ударами;
- игра со всего стола с коротких и длинных мячей;
- групповые игры; «Круговая», «Дворник», «Один против всех», «Круговая» с
тренером-преподавателем» и другие.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
- сформируются спортивные навыки: быстрота, ловкость, точность;
- разовьются личные качества: внимание, координация, пространственное
мышление;
научатся
правилам
личной
гигиены.
Предметные
результаты:
-обучатся
правилам
игры
в
настольный
теннис;
--приобретут теоретические и практические навыки выполнения
специальных
физических
упражнений;
- приобретут уверенные навыки игры в настольный теннис (тактика техника);
- приобретут навыки участия в коллективных проектах, спортивных
соревнованиях
различных
уровней
(ОУ,
район,
город)
Метапредметные
результаты:
Регулятивные
- получат первоначальный опыт организации собственной спортивной
практической деятельности на основе сформированных регулятивных
учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего
практического
действия,
прогнозирования,
отбора
оптимальных
способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов
Коммуникативные
- получат опыт коммуникативных действий в целях осуществления
совместной
продуктивной
деятельности;
приобретут
навыки
сотрудничества
и
взаимопомощи.
Познавательные
- приобретут опыт работы с различными информационными объектами;
- овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных
действия (УУД) – исследовательскими и логическими: наблюдения,
сравнения, анализа, классификации, обобщения.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Условия реализации программы
2.Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в спортивных помещениях, оборудованных в
соответствии с санитарно-техническими требованиями для проведения
групповых форм работы. Список используемого оборудования, инструментов
и материалов, необходимых для реализации программы, приведен в таблице.
Материально-техническое обеспечение программы
№
1.
2.
3.
4.
5.

Наименование
Спортивное помещение
Стол для настольного тенниса пластиковый (профи)
Сетка для настольного тенниса
Скакалка обычная
Утяжеленная ракетка

Количество, шт.
1
2
2
12
2

6.

Теннисные ракетки

2

7.
8.

Корзины для мячей
Мячи для настольного тенниса

2
10

Информационное обеспечение:
Интернет источники:
1. http://rustt.ru/ Российский портал о настольном теннисе
2. http://ttw.ru/ Мир настольного тенниса
3. http://ttfr.ru/ Федерация настольного тенниса.
Кадровое обеспечение
Программа рассчитана на преподавателя, владеющего знаниями по
педагогике, психологии и методикой проведения занятий.
Методические материалы:
№
1.
2.
3.
4.

Наименование
Плакат «Основные удары в настольном теннисе»
Плакат «Подачи в настольном теннисе»
Плакат «Правила игры в настольном теннисе»
Информационный стенд Клуб «Старт»

Количество, шт.
1
1
1
1

Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы Программы
1. Формы аттестации
- устный опрос;
- показательные выступления;
- входная, текущая и итоговая диагностика;
- выполнение практических заданий;
- открытые занятия;
- отчетные мероприятия – соревнования, фестивали, конкурсы.
2. Контроль тренировочной деятельности
осуществляется по следующим направлениям:
- контроль за отношением обучающихся к тренировочному процессу;
- контроль за применяемыми тренировочными нагрузками (объем,
интенсивность, характер и направленность нагрузок).
Контроль за отношением обучающихся к тренировочному занятию
осуществляется, по оценке их поведения. Критерием оценки служат
данные о посещаемости занятий, степень проявления обучающимися
активности и самостоятельности в выполнении упражнений и требований
тренера преподавателя, трудолюбие и настойчивость в преодолении
трудностей, сосредоточенность, внимание и дисциплинированность.
Психологическую подготовленность контролируют, периодически
оценивая проявленные игроками в тренировочных заданиях следующие
качества: активность, целеустремленность, смелость, решительность в
защите и нападении, выдержку и самообладание, волю к победе и др.
Теоретическую подготовленность проверяют с помощью
собеседования по заданным темам.
3. Оценочные материалы
Программа предусматривает входящую, промежуточную и итоговую
аттестацию результатов обучения детей.
В
начале года проводится входное тестирование. Входной контроль
(предварительная аттестация) – это оценка исходного уровня умений
обучающихся перед началом образовательной деятельности.
Промежуточная аттестация предусматривает 1 раз в полгода зачетное
занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении
контрольных упражнений.
Так как в группах занимаются дети и подростки разного паспортного и
биологического возраста, с неодинаковой физической подготовленностью, то
при проведении всевозможных игр, эстафет, игровых заданий возникает

проблема уравнивания возможностей занимающихся. Поэтому основным
принципом контрольно-оценочной деятельности является
дифференцированный подход при осуществлении оценочных и
контролирующих действий. Кроме того, контроль и оценивание на основе
критериев. Критерии являются однозначными и предельно четкими.
4. Нормативы общей физической и специальной физической
подготовки для общеразвивающих программ обучения по виду
спорта «Настольный теннис»
Обучающийся считается успешно сдавшим контрольные нормативы по
ОФП - необходимо набрать не менее 15 баллов.
Уровень подготовленности обучающихся по СФП определяется по
следующим параметрам спортивного мастерства:
Средний - выполнение элемента или упражнения в основном правильно,
но неуверенно, с ошибками.
Выше среднего - упражнение или элемент выполнено правильно, но не
достаточно легко и точно, наблюдается скованность в движениях.
Высокий - упражнение или элемент выполнено правильно, в хорошем
темпе, уверенно, легко и точно.

Нормативы общефизической подготовки
Контрольные
упражнения
(тесты)

Уровень
оценки
баллы

ВОЗРАСТ
6-7

8

Ю Д
Бег на 30 м (сек)

Прыжки через
гимнастическую
скамейку за 30
сек

Прыжки через
скакалку
за 30 сек

Прыжки через
скакалку
за 45 сек

Прыжок в длину
с места (см.)

Отжимание от
пола (кол-во раз)

Ю

99
Д

Ю

10

Д

Ю

11

Д

Ю

12

Д

Ю

14 и старше

13

Д

Ю

Д

Ю

Д

5

5,8 5,9

5,6

5,7

5,5

5,6

5,3 5,4

5,2

5,3

5,1

5,2

5,0

5,1

4,9

5,0

4

5,9 6,0

5,7

5,8

5,6

5,7

5,4 5,5

5,3

5,4

5,2

5,3

5,1

5,2

5,0

5,1

3

6,0 6,1

5,8

5,9

5,7

5,8

5,5 5,6

5,4

5,5

5,3

5,4

5,2

5,3

5,1

5,2

2

6,1 6,2

5,9

6,0

5,8

5,8

5,6 5,7

5,5

5,6

5,4

5,5

5,2

5,4

5,2

5,3

1

6,2 6,3

6,0

6,1

5,9

5,9

5,7 5,6

5,6

5,7

5,5

5,6

5,3

5,5

5,3

5,4

5

15

15

20

20

25

25

35

30

45

35

50

40

55

45

60

50

4

12

12

18

18

22

22

30

28

40

33

47

37

52

42

57

47

3

10

10

15

15

20

20

25

25

35

30

45

35

50

40

55

45

2

8

8

12

12

18

18

22

22

30

25

40

33

47

37

52

42

1

5

5

10

10

15

15

20

20

25

20

35

30

45

35

50

40

5

25

25

30

30

25

25

4

23

23

27

27

22

22

3

20

20

25

25

20

20

2

15

15

23

23

18

18

1

10

10

20

20

15

15

5

57

47

59

49

61

51

55

45

65

55

4

56

46

58

48

60

50

52

42

64

54

3

55

45

57

47

59

49

50

40

63

53

2

54

44

56

46

58

48

47

37

62

52

1

53

43

55

45

57

47

45

35

61

51

5

108 103 120 115 130 125 135 130 170 160 180 170 190 180 210

200

4

105 100 115 110 125 120 130 125 160 150 170 160 180 170 200

190

3

102 90 110 105 120 115 125 120 150 140 160 150 170 160 190

180

2

100 80 105 100 115 110 120 115 140 130 150 140 160 150 190

170

1

90

70 100 90

160

5

6

6

8

8

15

12

18

15

20

18

22

20

24

20

27

22

4

5

5

7

7

12

10

15

12

18

15

20

18

22

19

26

21

3

4

4

6

6

10

9

12

10

15

12

18

15

20

18

25

20

2

3

3

5

5

9

8

10

8

13

10

16

13

19

17

22

19

1

2

2

4

4

8

7

8

6

11

8

14

11

18

16

21

18

110 100 115 110 130 120 140 130 150 140 180

Приложение1
Методические рекомендации по выполнению видов испытаний
(тестов) в настольном теннисе
1.Бег на 30м
Бег проводится по дорожкам стадиона или на любой ровной площадке с
твёрдым покрытием. Бег на 30м выполняется с высокого старта. Участники
стартуют по 1человеку.
2.Прыжок в длину с места толчком двумя ногами
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в секторе
для горизонтальных прыжков. Участник принимает исходное положение
(далее- ИП): ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед
линией отталкивания. Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок
вперёд. Мах руками разрешён.
Измерение производится по перпендикулярной прямой от места
отталкивания до ближайшего следа, оставленного любой частью тела
участника.
Участнику предоставляются три попытки. В зачёт идёт лучший
результат.
Ошибки: заступ за линию отталкивания или касание её; выполнение
отталкивания с предварительного подскока; отталкивание ногами
разновременно.
3.Прыжки со скакалкой
Исходное положение для прыжков. Встать прямо, скакалку закинуть за
спину. Взгляд направить перед собой. Слегка согнуть руки в локтях.
Кисти отвести на 15-20 см. от бёдер. Находясь в исходном положении, начать
вращать скакалку.
Приземление должно быть мягким, с акцентом на подушечки стоп (передняя
часть подошвы стопы). В базовой технике прыжка на обе ноги , пятки не
должны касаться пола . Высоко подпрыгивать тоже не стоит. Отрыва
буквально на пару сантиметров от поверхности будет достаточно, чтобы не
мешать вращению скакалки
4. Прыжки боком через скамейку
Прыжки через гимнастическую скамейку (прямо, правым/левым боком).
В тренировочном зале для этого упражнения используется стандартная
гимнастическая скамейка высотой от 30 до 40 см и длиной до 5 м. Скамейку
можно заменить натянутой на той же высоте (30-40 см.) веревкой. Стать у
одного конца скамейки, ноги вместе. Не раздвигая ног (стопы прижаты друг к
другу), двигаться зигзагом вперед прыжками, перепрыгивая через скамейку с
одной ее стороны не другую.
Аналогично, только стать лицом перед скамейкой, туловище
параллельно скамейке. Двигаться делая прыжки через скамейку лицом/спиной
вперед, оставляя туловище параллельным скамейке. Сделать одним/другим
боком.
5.Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу

1. По команде судьи «Приготовиться!» спортсмен занимает исходное
стартовое положение: Спортсмен находится в упоре лёжа, расставив руки на
уровне плеч, пальцы направив вперёд, разведя локти на угол не более 45
градусов.
2. Тело выпрямить так, чтобы плечи, корпус и ноги выглядели ровной линией
без прогибов и возвышений.
3. Ноги слегка расставить.
4. Сгибая руки, опустить корпус, коснувшись грудью пола.
5. Вернуться в исходное положение, полностью выпрямив руки. Важно
зафиксировать положение тела на полсекунды, после этого продолжить
выполнение упражнения.
6. Следить за выпрямлением корпуса следует постоянно, так как
засчитываются только правильные отжимания.

Список литературы для педагога:
1. Г.А. Барчукова, В.А.Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа
спортивной
подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт,
2009
2. Воробьев В. А. Методика проведения учебно-тренировочного сбора в
сборной команде России
по настольному теннису // Настольный теннис — информационнометодическая газета. — М.,
1998. — No 2
3. А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1992
4. Амелин А. Н. Анализ техники современных подач в настольном теннисе и
экспериментальное
обоснование их совершенствования. М., 1998.
5. Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.: ФиС, 1999
6. Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль,
Верхнее-Волжское
книжное издательство, 2000
7. О.Н. Шестеренкин. Методика технической подготовки игроков в

настольный теннис.
Диссертация, РГАФК, М.:160с., 2000
8. О.В.Матыцин, Настольный теннис. Неизвестное об известном, М.:РГАФК,
1995
9. Иванов В. С. Теннис на столе. М., 1992.
для родителей:
1. Байгулов Ю. П. Настольный теннис: Вчера, сегодня, завтра / Ю. П.
Байгулов - М., 2000.
2. Барчукова Г. В. Игра, доступная всем / Г. В. Барчукова, С. Д. Шпрах. —
М., 1999.
3. Гришин В. Г. Игры с мячом и ракеткой (Из опыта работы) / В. Г. Гришин.
— М., 2005.
4. Серова Л. К. Содержание спортивной подготовки в настольном теннисе.
Курс лекций / Л. К.
Серова. - СПб., 2001.
для обучающихся:
1. В.М.Богушас. Играем в настольный теннис. Москва: Просвещение, 1997
2. Г.А.Барчукова. Настольный теннис. Москва: ФиС, 1999
3. Амелин А.Н. Настольный теннис (Азбука спорта) / А.Н. Амелин, В.
А.Пашин. — 3-е изд., испр.
и доп. — М., 1999.
4. Барчукова Г. В. Учись играть в настольный теннис / Г. В. Барчукова. — М.,
1999.
5. Богушас В. Ракеткой мастерски владей / В.Богушас. — М., 2004.
6. Матыцин О. В. Развитие настольного тенниса в Китае: факторы успеха //
Настольный теннис — информационно-методическая газета. — 1991.- No3.
7. Настольный теннис: Неизвестное об известном / Под ред. О. В. Матыцина.
— М., 1994.

Приложение 2

Зачётный лист выполнения испытаний по физической подготовке
Ф.И.О.
Бег на 30 м с
Вид
высокого
испытания
старта (сек)
(быстрота)

Прыжок в длину Прыжок боком
с места
толчком двумя
(см)
ногами через
скамейку
(скоростно(координация)
силовая)

Прыжки со
скакалкой

(координация)

Сгибание и
разгибание
рук в упоре
лёжа на
полу

Результат
Дата

(Ф.И.О.)

Приложение 3

Зачётный лист выполнения испытаний по технической
подготовке
Вид
Накат
Накат
Накат
испытания справа по слева по
слева и
диагонали диагонали справа
поочерёд
но

Накат
слева
и
справа
в один
угол

Подрезка
справа и
слева в
любом
направле
нии

Подача
справа и
слева с
поступат
ельным
вращени
ем мяча

Подача
справа
и слева
с
обратн
ым
вращен
ие мяча

Подача
справа
и слева
с
боковым
вращение
мяча

Результат
Дата

Вид
Подача справа и слева
испытания с обманным
движением руки

Топ-спин справа по
подставке справа

Топ-спин справа
по подрезке
справа

Топ-спин Топслева по спин
подставке слева
по
подрез
ке
слева

Результат
Дата

(Ф.И.О.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».