ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.
План внеурочной деятельности МКОУ СОШ №18 определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной
деятельности на уровне среднего общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей общеобразовательной организации.
Внеурочная деятельность ООО в МКОУ СОШ №18 организуется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами
и методическими рекомендациями:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования»
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г.
№993 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022, №71764).
• Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 №ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и
основного общего образования».
• Письмо Министерства просвещения РФ от 15.08.2022 № 03- 1190 «О направлении методических рекомендаций» (по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
• Письмо Министерства просвещения РФ от 03.04.2023 №ДГ-617/05 «О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума
в общеобразовательных организациях РФ)
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
• Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 (далее - СанПин 1.2.3685-21).
• Основная образовательная программа основного среднего образования МКОУ СОШ
№18.
• Положение МКОУ СОШ №18 «Об организации внеурочной деятельности в школе».
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования МКОУ СОШ №18 в сфере внеурочной деятельности и может включать в себя:
1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение
учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
2) внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной,
финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности);
3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтѐрство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении;
4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историкокультурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и других;
6) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и другие);
7) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной организации (безопасности жизни и здоровья обучающихся, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия обучающегося с окружающей средой, социальной защиты обучающихся).
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 2 года обучения на уровне среднего общего образования не
более 700 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за
пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки
обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе
общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и другие).
Один час в неделю отводиться на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России,
населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны
быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного
и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного
мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
При реализации плана внеурочной деятельности предусматривается вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации основной образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. В 10 классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации выделяется больше часов, чем в 11 классе.
По решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов обучающихся и родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся план внеурочной деятельности в МКОУ СОШ №18 модифицируется в соответствии с
профилями обучения.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы; обеспечение гибкого режима занятий (продолжительность, последовательность), проектную и исследовательскую деятельность (в том числе экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и другие), походы, деловые игры и другое.
В рамках внеурочной деятельности допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного
уровня образования.
В целях реализации плана внеурочной деятельности МКОУ СОШ №18 может использовать ресурсы других организаций (в том числе в
сетевой форме), включая организации дополнительного образования соответствующей направленности, осуществляющих лицензированную
образовательную деятельность, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования,
научные организации и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы; обеспечение гибкого режима занятий (продолжительность, последовательность), проектную и исследовательскую деятельность (в том числе экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и другие), походы, деловые игры и другое.
Направления внеурочной деятельности
Формы реализации занятий внеурочной деятельности
Внеурочные занятия патриотической, нрав- Форма коммуникации,
ственной
и экологической тематики
интерактивные задания)
Внеурочная
деятельность по учебным предметам ООП
предполагающее
свободное общение (беседа, обсуждение,
Учебные курсы, учебные модули, в том числе предусматривающие углубленное изучение
учебных предметов
Внеурочная
Интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в
деятельность по формированию функциональ- том числе по реализации проектной и исследовательской деятельности
ной
грамотности
Внеурочная
Социальные практики, в том числе волонтерство, общественно полезная деятельность,
деятельность по развитию личности, ее способ- профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предприностей
нимательских навыков, практическая подготовка, использование возможностей организаций допобразования,
профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров
Внеурочная
деятельность по реализации
воспитательных мероприятий
Творческие объединения по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей учеников, родителей/законных представителей.
Внеурочная
деятельность по организации
деятельности
ученических сообществ
Подготовка и проведение коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных мероприятий и др. Участие в деятельности РДДМ.
В рамках внеурочной деятельности допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного
уровня образования.
В целях реализации плана внеурочной деятельности МКОУ СОШ №18 может использовать ресурсы других организаций (в том числе
в сетевой форме), включая организации дополнительного образования соответствующей направленности, осуществляющих лицензированную образовательную деятельность, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования,
научные организации и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.
Направления внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования школы в сфере внеурочной деятельности и включает в себя, в соответствии с ФГОС и основной образовательной программой среднего общего образования:
Направления внеурочной деятельности
Внеурочные занятия патриотической, нравственной и экологической тематики
Цель занятий ВД
Формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Внеурочная деятельность по учебным предметам ООП
Удовлетворение различных интересов учеников, потребностей в физическом развитии и
совершенствовании с учетом этнокультурных интересов, особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
Внеурочная деятельность по формированию
функциональной грамотности
Формирование читательской математической, естественно-научной, финансовой грамотности обучающихся.
Внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей
Удовлетворение образовательных потребностей и интересов, самореализация обучающихся, в том числе одаренных
Внеурочная деятельность по реализации воспи- Реализация комплекса воспитательных мероприятий на уровне школы, класса, занятия в
тательных мероприятий
творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Внеурочная деятельность по организации деятельности ученических сообществ
Организация деятельности подростковых коллективов, в том числе ученических классов,
разновозрастных объединений по интересам, клубов;
детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т.д.
Внеурочная деятельность, направленная на орПроведение организационных собраний, взаимодействие с родителями по обеспечению
ганизационное обеспечение учебной деятельно- успешной реализации образовательной программы и т. д.)
сти
Внеурочная деятельность по организации педагогической поддержки
Оказание педагогической поддержки ученикам
Внеурочная деятельность по обеспечению бла- Обеспечение благополучия учеников в пространстве школы: безопасности жизни и здогополучия детей
ровья, безопасных межличностных отношений в учебных
группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты
учащихся
Содержание занятий внеурочной деятельности.
Инвариантная часть
Занятия, патриотической, нравственной и экологической тематики
Информационно-просветительские занятия «Разговоры о важном»
Цель: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре
и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Форма организации: кружок /беседа, разговор.
«Волонтёры школы»
Цель: развитие направления внеурочной деятельности - волонтерское движение в школе, активация обучающихся на добровольческую деятельность.
Форма организации: беседы, игры, проекты, интерактивы, тренинги.
6.2.
Занятия, направленные на формирование функциональной грамотности.
6.3.
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей реализуется через
направление внеурочной деятельности по развитию личности)
6.3.1. Россия – мои горизонты: Билет в будущее (на основании разработанной Министерством просвещения РФ Единой модели
профориентации)
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся.
Форма организации: кружок; онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы,
в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.
Вариативная часть
6.4.
Внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы
Урок цифры, онлайн занятия «Финатлон», и другое
Цель: расширение творческо-интеллектуальных возможностей учащихся средствами познавательной деятельности; расширение общего кругозора.
Форма организации: онлайн-занятия, викторины, конкурсы, марафоны.
«Окислительно-восстановительные реакции»
Целью прохождения настоящего курса является закрепление, систематизирование и углубление знаний обучающихся о сущности
окислительно- восстановительных реакций, их роли в природе и практическом значении; о важнейших окислителях и восстановителях, о влиянии среды на характер протекания ОВР.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные.
«Свойства и строение органических соединений»
Цель: углубление химико-экологической подготовки учащихся основной школы.
Задачи курса:
– углубить, систематизировать и закрепить, знания учащихся о кислородсодержащих органических соединениях, их строении и общих свойствах;
– сформировать представления о специфических свойствах кислородсодержащих соединениях, их противоречивой роли в окружающей среде, последствиях воздействия этих соединений на биологические системы;
– раскрыть причины и основные источники загрязнения окружающей среды кислородсодержащими органическими соединениями;
– продолжить формирование умений анализировать химико-экологи-ческие ситуации, решать расчетные задачи, выполнять опыты в
соответствии с правилами техники безопасности;
– продолжить формирование умений исследовательской деятельности;
– развивать учебно-коммуникативные умения.
«Молекулярная биология»
Цель курса – углубить знания учащихся о молекулярных основах жизни, об особенностях строения и функциях биополимеров в
клетке, их роли в образовании клеточных структур, в процессах жизнедеятельности, делении клеток, в формировании и передаче
наследственных признаков.
«Развитие эволюционных представлений»
Цель курса: вызвать интерес к биологии, заинтересовать проблемами эволюции органического мира на Земле, помочь осознать причастность каждого к потоку жизни, показать место человека в этом потоке и его ответственность за то, чтобы жизнь не прерывалась.
6.5. Внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса воспитательных мероприятий:
6.5.1. Баскетбол
Цель: воспитание толерантного отношения учащихся друг к другу; воспитание физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости)
Форма организации: тренировка, соревнование.
«Юные инспектора движения»
Цель программы:
Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести
себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники.
Формы и методы занятий: беседа, творческое общение, индивидуальное общение, лекция, демонстрация-объяснение, практическое
занятие, встречи с инспекторами ГИБДД.
6.6.
Внеурочная деятельность по организации деятельности ученических сообществ:
РДДМ
Цель: формирование активной гражданской позиции среди подростков.
Форма организации: акции, конкурсы, мероприятия различной направленности.
6.7. Внеурочная деятельность по организации педагогической поддержки реализуется в рамках плана работы педагогапсихолога
6.8. Внеурочная деятельность,
направленная
на
обеспечение благополучия обучающихся в пространстве образовательной организации реализуется через программу по формированию законопослушного поведения обучающихся.
ПЛАН КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОО НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Курсы внеурочной деятельности
Количество часов в неделю
10
11
Всего
Разговоры о важном
1
1
2
Россия – мои горизонты
1
1
2
Основы медицинских знаний
1
0
1
Окислительно-восстановительные реакции
0
1
1
Свойства и строение органических соединений
1
0
1
Молекулярная биология
1
0
1
Развитие эволюционных представлений
0
1
1
Волонтѐры школы
1
1
2
Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности
6
5
11