Утверждена
приказом МАОУ СОШ №18
от 30.08.2019г. №106
«Об утверждении рабочих программ,
аннотаций к рабочим программам
на 2019-2020 учебный год»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Родной язык (русский)
(уровень основного общего образования) в соответствии с ФГОС
6 класс
Программу составили: Градобоева Любовь Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Демина
Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории.
г. Тавда, 2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы
Настоящая рабочая программа по курсу «Русский родной язык» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-Ф3;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона
№ 185-ФЗ);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря
2015 г. № 1577)
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 (с дополнениями и изменениями.);
СанПиН 2.4.2. 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении»
(с изменениями № 3 от 24.11.2015г);
Учебного плана МАОУ СОШ №18;
Положения о разработке рабочей программы, утвержденного приказом директора МАОУ СОШ №18 от 29.02.2016г. № 33
Структура Рабочей программы
Пояснительная записка
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Планируемые результаты освоения учащимися учебного предмета
Общая характеристика предмета
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает
поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее
средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к
культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие
людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи
информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность
аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и
точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах
современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и
усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только
объектом изучения, нои средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует
овладению будущей профессией.
Содержание курса «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как
инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех
обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему
системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным
связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный
контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурноисторическую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков,
национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке
как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию
патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и
мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом
противоречииподвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового
нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.
Место предмета в учебном плане МАОУ СОШ № 18
Программа по предмету «Родной язык (русский)» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной
образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и
рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 17 часов.
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии программы учебного предмета «Родной язык (русский)»
Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение
темы и основной мысли произведения.
Разновидности употребления языка
Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и
профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе. Литературный язык. Нормы
употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах
жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили. Язык художественной литературы как
особая разновидность употребления языка. Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их
употребление. Создание текстов официально-делового, научного и публицистического стилей.
Формы словесного выражения. Устная и письменная формы словесного выражения. Диалог и монолог в нехудожественной словесности.
Диалог и монолог в художественной словесности. Сказ. Стихи и проза, их различие. Слово и ритм в стихах и прозе. Интонация. Стих и смысл.
Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Рассказывание о событии с
использованием диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением
особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.
Стилистическая окраска слова. Стиль – стилистическая и эмоционально- экспрессивная окраска слова. Синонимы. Стилистическая
окраска слова в художественном произведении. Стилистические возможности фразеологии. Стилистические возможности существительного,
прилагательного и глагола. Стилистические возможности синтаксиса. Стиль писателя и стиль произведения. Работа со словарями. Употребление
стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в
выразительном чтении произведения
Средства художественной изобразительности
Сравнение. Аллегория. Эпитет. Метафора. Олицетворение. Синекдоха. Гипербола. Литота. Порядок слов в предложении. Инверсия.
Повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание.
Обучающиеся должны научиться понимать смысл изучаемых средств художественной изобразительности и их роль в создании
произведений словесности. различать изучаемые средства художественной изобразительности и находить их в текстах; Обучающиеся должны
выразительно читать тексты; употреблять средства художественной изобразительности в собственных высказываниях.
Тематическое планирование
6 класс
№
п/п
1
2
Тема
Содержание
Язык и слово.
Значение языка в жизни человечества
Литературный язык
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной
культуры народа.
Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного
языка.
Разговорный язык, его особенности. «Общий» разговорный язык, просторечие,
территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Работа со словарями
Работа со словарями разных типов. В.И.Даль – создатель толкового словаря
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Нормы употребления
языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке
Устная и письменная формы словесного выражения. Диалог и монолог в нехудожественной
словесности. Диалог и монолог в художественной словесности
Стилистическая окраска слова в художественном произведении. Стилистические возможности
фразеологии
Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола. Стилистические
возможности синтаксиса. Стиль писателя и стиль произведения.
Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов.
Два способа выражения сравнения
Роль сравнений в стихотворном тексте. Аллегорический смысл пословиц. Аллегории в баснях.
4
5
Жаргонизмы и эмоционально
окрашенные слова
Словари
Письмо
6
Формы словесного выражения
7
Стилистическая окраска слова
8
Стилистическая окраска слова
9
10
11
Практикум
Средства художественной
изобразительности. Сравнение. Эпитет.
Аллегория
Метафора. Олицетворение
12
13
14
Метонимия
Синекдоха.
Гипербола и литота
15
Порядок слов в предложении Инверсия
16
Повтор. Риторический вопрос и
риторическое восклицание
Практикум
3
17
Роль метафор и олицетворений в тексте. Составление устного высказывания
Использование метонимии в поэтических произведениях
Использование синекдохи в произведениях русских поэтов
Гиперболические образы в литературе.
Использование гиперболы и литоты в былинах и сказках
О трех правилах построения предложений в тексте. Понятие инверсии. Свободный порядок
слов в русском языке. Роль инверсии в тексте.
Повтор как средство связи предложений в тексте. Риторический вопрос и риторическое
восклицание в художественных текстах
Употребление средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике
и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения учебного предмета "Родной язык (русский)" отражают:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и
самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий
лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Выпускник научиться:
совершенствовать виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с
окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и
самообразования;
использовать коммуникативно-эстетических возможности русского языка;
расширит и систематизирует научные знания о русском языке; осознает взаимосвязи его уровней и единиц; освоит базовые понятия
лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного русского языка;
формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
обогатит активный и потенциальный словарный запас, расширит объем используемых в речи грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств на родном русском языке адекватно ситуации и стилю общения;
овладеет основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного русского языка, основными нормами родного русского
языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение
опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Выпускник получит возможность научиться:
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и
читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;использовать этимологические данные для объяснения
правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.