Всеобщая история

Утверждена
приказом МАОУ СОШ №18
от 30. 08. 2019 г. № 106
«Об утверждении рабочих программ,
аннотаций к рабочим программам
на 2019 - 2020 учебный год»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Всеобщей истории (уровень основного общего образования) в соответствии с ФГОС
5 - 9 класс

Программа составлена учителями истории и обществознания: высшей квалификационной категории Литвиновым Н.П.,
первой квалификационной категории Каргаполовой Е.Н.

г. Тавда 2019

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
История Древнего мира
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об
окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой
общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний
Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян.
Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский
алфавит. Палестина: расселение евреев. Израильское царство. Занятия. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление
империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань.
Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф
и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство.
Спартанское воспитание. Организация военного дела.

2

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская
демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока.
Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы
Гракхов. Рабство в Древнем Риме..
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская
империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и
скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

История средних веков
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда».
Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во
Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители
и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов.
Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и
распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

3

Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров.
Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы:
цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—ХV вв.. Усиление королевской власти в странах Западной Европы . Сословно-представительная монархия.
Образование централизованных государств в Англии, Франции.Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв.. Реконкиста и
образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв.. Экономическое и социальное
развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера ). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв.. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.
Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и
их творения.
Страны Востока в Средние века.
Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура .Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.

История Нового времени
Новое время: понятие и хронологические рамки .
Европа в конце ХV— начале XVII в.
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в.. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе.
Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.

4

Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное
развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в.. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели».
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Европейская культура XVI—XVIII вв.. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся
ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра.
Международные отношения середины XVII—XVIII в.. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.
Страны Востока в XVI—XVIII вв.
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания.
Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии.
Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика . Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс;
Ш. М. Талейран. Священный союз.
Развитие индустриального общества . Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной
структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.
Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности
и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители
социалистического движения.
Страны Азии в ХIХ в.

5

Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.
Война за независимость в Латинской Америке
Колониальное общество . Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.
Народы Африки в Новое время
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.
Развитие культуры в XIX в.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в
условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа.
Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX в.
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные
империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.
Историческое и культурное наследие Нового времени.

Новейшая история.
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Мир в 1900—1914 гг.
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных
групп населения. Социальные движения . Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай) .
Мексиканская революция 1910—1917 гг.. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья ).

Синхронизация курсов всеобщей истории
Всеобщая история
5 класс ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Первобытность.
Древний Восток
Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим.
6 класс ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI-XV вв.
6

Раннее Средневековье
Зрелое Средневековье
Страны Востока в Средние века
Государства доколумбовой Америки.
7 класс ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции
Европа в конце ХV— начале XVII в.
Европа в конце ХV— начале XVII в.
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.
Страны Востока в XVI—XVIII вв.
8 класс ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIIIв.
Эпоха Просвещения.
Эпоха промышленного переворота
Великая французская революция
9 класс ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XIX в.
Мир к началу XX в. Новейшая история. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой
мировой войны
Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.
Страны Азии в ХIХ в.
Война за независимость в Латинской Америке
Народы Африки в Новое время
Развитие культуры в XIX в.
Международные отношения в XIX в.
Мир в 1900—1914 гг.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование в 5 классе
История Древнего мира (68 часов)
7

№
урока

Тема урока

Основное содержание образования
Что изучает наука история 1ч

1

Введение. Что изучает наука история.

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Жизнь первобытных людей 7ч
2

Древнейшие люди.

3

8

Родовые общины охотников и собирателей.
Возникновение искусства и религиозных
верований.
Возникновение земледелия и скотоводства.
Появление неравенства и знати.
Повторительно-обобщающий урок по
теме: «Жизнь первобытных людей».
Счет лет в истории

9

Государство на берегах Нила.

10
11
12
13
14
15
16

Как жили земледельцы и ремесленники.
Жизнь египетского вельможи.
Военные походы фараонов.
Религия древних египтян.
Искусство древних египтян.
Письменность и знания древних египтян.
Повторительно-обобщающий урок по
разделу: «Древний Египет».
Древнее Двуречье.

4
5
6
7

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни
и занятия первобытных людей.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни
и занятия первобытных людей.
Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения.
От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»).

Древний Восток 20ч

17
18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Возникновение древнейших цивилизаций. Древний Египет. Условия жизни и занятия
населения.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения.
Управление государством (фараон, чиновники). Фараон-реформатор Эхнатон.
Военные походы. Рабы.
Религиозные верования египтян. Жрецы.
Храмы и пирамиды.
Познания древних египтян. Письменность.
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Городагосударства. Мифы и сказания. Письменность.
Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
8

19

Финикийские мореплаватели.

20

Библейские сказания.

21

Древнееврейское царство.

22
23
24
25

Ассирийская держава.
Персидская держава «царя царей».
Природа и люди Древней Индии.
Индийские касты.

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

27

Первый властелин единого Китая.

28

Повторительно-обобщающий урок по
разделу: «Древний Восток».

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит.
Палестина: расселение евреев. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.
Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства.
Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Религиознофилософские учения (конфуцианство).
Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли.
Великий шелковый путь.
Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Древняя Греция 21ч
29

Греки и критяне.

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите.

30
31
32
33
34
35
36
37
38

Микены и Троя.
Поэма Гомера «Илиада».
Поэма Гомера «Одиссея».
Религия древних греков.
Земледельцы Аттики теряют землю и
свободу.
Зарождение демократии в Афинах.
Древняя Спарта.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.
Олимпийские игры в древности.

Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война.
«Илиада» и «Одиссея».
«Илиада» и «Одиссея».
Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие
земледелия и ремесла.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена.
Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Великая греческая колонизация.
Спортивные состязания; Олимпийские игры.

9

40

Победа греков над персами в Марафонской битве.
Нашествие персидских войск на Элладу.

41
42
43

В гаванях афинского порта Пирей.
В городе богини Афины.
В афинских школах и гимнасиях.

44
45
46

В театре Диониса.
Афинская демократия при Перикле.
Города Эллады подчиняются Македонии.

47

Поход Александра Македонского на Восток.
В Александрии Египетской.
Повторительно-обобщающий урок по
разделу: «Древняя Греция».

39

48
49

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков.
Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство.
Культура Древней Греции. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование.
Литература.
Культура Древней Греции. Театр.
Афинская демократия при Перикле.
Пелопонесская война. Возвышение Македонии.
Период эллинизма. Македонские завоевания.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее
распад. Эллинистические государства Востока.
Культура эллинистического мира.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Древний Рим 19ч
50

Древнейший Рим.

51
52

Завоевание Римом Италии.
Устройство римской республики.

53
54

Вторая война Рима с Карфагеном.
Установление господства Рима во всём
Средиземноморье.
Рабство в древнем Риме.
Земельный закон братьев Гракхов.
Восстание Спартака.
Единовластие Цезаря.
Установление империи.
Соседи Римской империи.
Рим при императоре Нероне.
Первые христиане и их учение.

55
56
57
58
59
60
61
62

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании
Рима. Рим эпохи царей.
Завоевание Римом Италии.
Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних
римлян.
Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия.
Установление господства Рима в Средиземноморье.
Рабство в Древнем Риме.
Реформы Гракхов.
Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь.
Установление императорской власти; Октавиан Август.
Римская империя: территория, управление.
Римская империя: территория, управление.
Возникновение и распространение христианства.

10

63

Расцвет Римской империи во II в.

64

«Вечный город» и его жители.

65
66
67
68

Римская империя при Константине.
Взятие Рима варварами.
Итоговое повторение
Зачет по курсу истории Древнего мира

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.
Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

Тематическое планирование в 6 классе
Всеобщая история. История средних веков. VI-XV вв. (32 часа)

№
урока

Тема урока

Элементы содержания образования
Раннее Средневековье 11ч

1
2

Живое Средневековье
Древние германцы и Римская империя.

3

Королевство франков и христианская церковь в VI—VIII веках.

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность
Западная Европа в IX—XI веках.

5

6
7

8
9

Культура Западной Европы в раннее Средневековье
Византия при Юстиниане. Борьба империи
с внешними врагами. Культура Византии.
Образование славянских государств.
Возникновение ислама.

Средние века: понятие и хронологические рамки.
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное
устройство. Законы франков; «Салическая правда». Христианизация Европы. Светские
правители и папы.
Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий.
Распад Каролингской империи. Складывание феодальных отношений в странах Европы.
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания.
Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь.
Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Ранние славянские государства.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама.
11

10
11

Арабский халифат и его распад. Культура
стран халифата.
Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Раннее средневековье».

Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Зрелое Средневековье 16ч
12
13
14

15

16
17

18

19
20

21

22
23
24
25

В рыцарском замке.

Средневековое европейское общество. Знать и рыцарство: социальный статус, образ
жизни.
Средневековая деревня и ее обитатели.
Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Формирование средневековых городов
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии.
Горожане и их образ жизни.
Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики.
Облик средневековых городов. Быт горожан.
Могущество папской власти. Католическая
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отцерковь и еретики.
ношения светской власти и церкви. Ереси: причины возникновения и распространения.
Преследование еретиков.
Крестовые походы.
Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены.
Как происходило объединение Франции
Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной
Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции.
Что англичане считают началом своих своГосударства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной
бод
Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции.
Столетняя война
Столетняя война; Ж. д’Арк.
Крестьянские восстания во Франции и в АнЭкономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных
глии. Усиление королевской власти в конце противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Усиление королевской влаXV века во Франции и в Англии.
сти в странах Западной Европы.
Реконкиста и образование централизованРеконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуостроных государств на Пиренейском полуостро- ве.
ве.
Германия и Италия в XIV—XV веках.
Германские государства в XII—XV вв. Итальянские республики в XII—XV вв.
Гуситское движение в Чехии.
Гуситское движение в Чехии.
Завоевание турками-османами Балканского
Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турокполуострова.
османов и падение Византии.
Образование и философия. Научные открыПредставления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и

12

тия и изобретения.
26

Средневековая литература и искусство.

27

Культура раннего Возрождения в Италии.

28

Страны Востока в Средние века.

29

Средневековый Китай.

30

Индия. Государство и культура.

31

Государство и народы доколумбовой Америки.
Обобщающее повторение по курсу «История средних веков. VI-XV вв.».

общества. Образование: школы и университеты. Развитие знаний о природе и человеке.
Гуманизм.
Культура средневековой Европы. Сословный характер культуры. Средневековый эпос.
Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический
стили в художественной культуре. Гуманизм.
Раннее Возрождение: художники и их творения.

Страны Востока в Средние века 5ч

32

Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Япония в
Средние века.
Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и
ремесла.
Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования
населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.

Тематическое планирование в 7 классе
Всеобщая история. История нового времени. XVI-XVII вв. (32 часа)
№
урока

Тема урока

Основное содержание образования
От Средневековья к Новому времени 1ч

1

От Средневековья к Новому времени

2

Технические открытия и выход к Мировому
океану
Встреча миров. Великие географические
открытия и их последствия

Новое время: понятие и хронологические рамки.

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация 17ч
3

Новое время: понятие и хронологические рамки. Старый и Новый Свет.
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет.
13

4

Усиление королевской власти в XVI—XVII
вв. Абсолютизм в Европе

5

Усиление королевской власти в XVI—XVII
вв. Абсолютизм в Европе

6

Дух предпринимательства преобразует экономику

7
8
9
10

Европейское общество в раннее Новое время.
Повседневная жизнь
Великие гуманисты Европы
Мир художественной культуры

11

Мир художественной культуры

12

Рождение новой европейской науки

13

Начало Реформации в Европе. Обновление
христианства
Распространение Реформации в Европе.
Контрреформация

14

15

16

17
18

Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале
XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале
XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.
Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в.
Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего
и мирового рынка.
Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в.
Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в.
Европейская культура XVI—XVIII вв.
Европейская культура XVI—XVIII вв.
Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе
раннего Нового времени.
Европейская культура XVI—XVIII вв.
Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе
раннего Нового времени.
Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели.
Начало Реформации; М. Лютер.

Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.
Распространение Реформации в Европе.
Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестанКонтрреформация
тизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.
Королевская власть и Реформация в Англии.
Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестанБорьба за господство на морях
тизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.
Религиозные войны и укрепление абсолютРаспространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реной монархии во Франции
формационного движения. Религиозные войны.
Укрепление абсолютной монархии во
Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против ре14

19

Франции
Повторительно-обобщающий урок по главе
«Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация».

формационного движения. Религиозные войны.

Первые революции Нового времени. Международные отношения 6ч
20

Освободительная война в Нидерландах.

21

Рождение Республики Соединенных провинций
Парламент против короля. Революция в Англии
Путь к парламентской монархии

22
23
24

Международные отношения в XVI—XVIII
вв.

25

Международные отношения в XVI—XVIII
вв.

26

Повторительно-обобщающий урок по теме
«Первые революции Нового времени. Международные отношения».

27

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
Государства Востока. Начало европейской
колонизации
Государства Востока. Начало европейской
колонизации
Повторительно-обобщающий урок по теме

Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и
значение революции.
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и
значение революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Международные отношения середины XVII—XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Международные отношения середины XVII—XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой.

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации 6ч
28
29
30
31

Османская империя: от могущества к упадку. Империя Цин в Китае. Образование
централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии.
Османская империя: от могущества к упадку. Империя Цин в Китае. Образование
централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии.
Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Колониальные захваты европейских держав.
Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Колониальные захваты европейских держав.

15

32

«Традиционные общества Востока. Начало
европейской колонизации»
Обобщающее повторение по курсу «История нового времени. XVI-XVII вв.».

Тематическое планирование в 8 классе
Всеобщая история. История Нового времени. XVIII в. (32 часа)
№
урока

Тема урока

Основное содержание образования
История Нового времени. XVIIIв. 5ч

1

Новое время в истории

Новое время: понятие и хронологические рамки.

2

Международные отношения в XVI—XVIII
вв.

3

Международные отношения в XVI—XVIII
вв.

4

Международные отношения в XVI—XVIII
вв.

5

Повторительно-обобщающий урок по теме
«Международные отношения в XVI—XVIII
вв.».

6
7
8
9

Великие просветители Европы
Великие просветители Европы
Великие просветители Европы
Мир художественной культуры Просвещения

Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Международные отношения середины XVII—XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Международные отношения середины XVII—XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Международные отношения середины XVII—XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой.

Эпоха Просвещения. Время преобразований 27ч
Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в.
Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в.
Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в.
Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в.
Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление
16

10

Мир художественной культуры Просвещения

11

Мир художественной культуры Просвещения

12
13

Повторительно-обобщающий урок по теме
«Культура эпохи Просвещения»».
На пути к индустриальной эре

14

На пути к индустриальной эре

15
16
17

Английские колонии в Северной Америке
Английские колонии в Северной Америке
Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки
Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки
Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки
Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции

18
19
20

21

Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции

22

Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции

23

Великая французская революция. От монархии к республике

театра.
Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в.
Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление
театра.
Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в.
Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление
театра.
Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния.
Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния.
Колониальные захваты европейских держав.
Колониальные захваты европейских держав.
Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных
Штатов Америки; «отцы-основатели».
Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных
Штатов Америки; «отцы-основатели».
Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных
Штатов Америки; «отцы-основатели».
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные
документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные
документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные
документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные
документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
17

24

Великая французская революция. От монархии к республике

25

Великая французская революция. От монархии к республике

26

Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта
Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта
Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Эпоха Просвещения. Время преобразований».
Итоговое повторение по теме «История
Нового времени. XVIII в.»
Итоговое повторение по теме «История
Нового времени. XVIII в.».
Зачет по теме «История Нового времени.
XVIII в.»

27

28

29

30
31
32

Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные
документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные
документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные
документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные
документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные
документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.

Тематическое планирование в 9 классе
Всеобщая история. История Нового времени. XIX в. Мир к началу XX в. Новейшая история. (32 часа)
№
урока

Тема урока

1

От традиционного общества к обществу индустриальному

Основное содержание образования
От традиционного общества к индустриальному 1ч
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в
странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение
социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих.
18

Становление индустриального общества 6ч
2
3
4
5
6

Индустриальные революции: достижения и
проблемы
Индустриальное общество: новые проблемы
и новые ценности
Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность
Наука: создание научной картины мира
Искусство в поисках новой картины мира
XIX в. в зеркале художественных исканий.
Литература

Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в
странах Европы и США.
Развитие индустриального общества. Изменения в социальной структуре общества.
Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих.
Развитие индустриального общества. Изменения в социальной структуре общества.
Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования.
Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Деятели культуры: жизнь и творчество. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры:
жизнь и творчество.
Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.

7

Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство

8

Консульство и образование наполеоновской
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика.
империи
Разгром империи Наполеона. Венский конНаполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Свягресс
щенный союз.
Великобритания: сложный путь к величию и
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение,
процветанию
внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи.
Франция Бурбонов и Орлеанов: от революПолитическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и нациоции 1830 г. к политическому кризису.
нальные движения, реформы и революции. Политическое развитие европейских стран в
1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции.
Революция 1848 г. и Вторая империя
Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Политическое развитие европейских стран в
1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции.
Германия: на пути к единству
Объединение германских государств, провозглашение Германской империи;
О. Бисмарк.
«Нужна ли вам единая и неделимая ИтаОбразование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди.
лия?»
Война, изменившая карту Европы. ПарижФранция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политиская коммуна
ка, франко-германская война, колониальные войны.

Строительство новой Европы 8ч
9
10
11

12

13
14
15

19

Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества 5ч
16

17

18
19

20

Германская империя: борьба за «место под
солнцем»

О. Бисмарк. Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве.
Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение
основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее
движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.
Великобритания: конец Викторианской эпоЗавершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический кахи
питализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие
транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных
социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и
профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.
Франция: Третья республика
Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны.
Италия: время реформ и колониальных заЗавершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический кахватов
питализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие
транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных
социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и
профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.
От Австрийской империи к Австро-Венгрии:
Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.
поиски выхода из кризиса

Две Америки 4ч
21

США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики

22

США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики

23

США: империализм и вступление в мировую политику

24

Латинская Америка в XIX в.: время перемен

Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные
отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865).
А. Линкольн.
Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные
отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865).
А. Линкольн.
Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные
отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865).
А. Линкольн.
Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.
20

Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма 4ч
25
26
27
28

Япония на пути модернизации: «восточная
мораль — западная техника»
Китай: традиции против модернизации
Индия: насильственное разрушение традиционного общества
Африка: континент в эпоху перемен

Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи
Мэйдзи. Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ.
Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов.
Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального
господства, освободительные восстания.
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.

Международные отношения: обострение противоречий 2ч
29

Международные отношения: дипломатия
или войны?

30

Международные отношения: дипломатия
или войны?

Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры
индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военнополитических блоков великих держав.
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры
индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военнополитических блоков великих держав.

Мир к началу XX в. Новейшая история 2ч
31

Мир в конце XIX – начале XX вв.

32

Мир в конце XIX – начале XX вв.

Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные
отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция,
Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной
борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья). Историческое и культурное наследие Нового
времени.
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные
отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция,
21

Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной
борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья). Историческое и культурное наследие Нового
времени.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
«ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
22

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
23

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике
и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения предмета «История России. Всеобщая история» должны отражать:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к
оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и
явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

24

История Древнего мира (5 класс)
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век,
до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего
мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений,
предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
История Средних веков. (6 класс)
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить
хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

25

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других
стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
История Нового времени. (7–9 класс)
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории
Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время;
б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения
(«консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое
время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

26

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников
своего города, края и т. д.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».