МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основного общего образования
на 2025 – 2026 учебный год
г. Тавда, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план основного общего образования МКОУ СОШ № 18 (далее учебный план) для 5-9 классов, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, соответствующую ФГОС ООО (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями), фиксирует общий объём нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по
классам.
Учебный план является частью образовательной программы МКОУ СОШ №
18, разработанной в соответствии с ФГОС основного общего образования, с учетом Федеральной образовательной программы основного общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 30.09.2022 № 874 (с
изменениями), и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН
1.2.3685-21.
Учебный год в МКОУ СОШ № 18 начинается 01.09.2025 и заканчивается
26.05.2026.
Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели.
Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 5-ти дневной
учебной неделе.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 5 классе – 29 часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32 часа, в 8-9 классах – 33 часа.
В МКОУ СОШ № 18 языком обучения является Русский язык.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям.
Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти, кроме предмета КБЖ.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов.
Учебный план представлен следующими обязательными учебными предметами:
«Русский язык», «Литература»
Основными задачами являются:
- овладение русским языком в объеме государственного образовательного
стандарта;
- развитие у учащихся всех видов речевой деятельности;
- приобщение учащихся к богатству отечественной культуры.
«Иностранный язык» (английский язык)
Основными задачами являются:
- развитие ценностных отношений к мировой культуре;
- приобщение к культуре русского народа, а через неё и к мировой;
- воспитание толерантности, национального самосознания, этнической культуры.
Достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы
основного общего образования по учебному предмету «Математика» в рамках
государственной итоговой аттестации включает результаты освоения рабочих
программ учебных курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
В результате изучения предметов «Математика», «Алгебра», «Геометрия»,
«Вероятность и статистика», «Информатика» обучающиеся развивают логическое
и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты;
овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
Учебный предмет «История» включает в себя учебные курсы «История России», «Всеобщая история», «История нашего края».
Изучение учебных предметов «История», «Обществознание», «География»
направлено на овладение на уровне государственного образовательного стандарта, необходимыми для социальной адаптации знаниями об обществе, основных
социальных ролях и видах взаимоотношений, сферах человеческой деятельности;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
уважение к социальным нормам;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи; - воспитание патриотизма, уважения к правам
и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- овладение методами исторического и экономического познания.
Учебные предметы «Биология», «Физика», «Химия», которые обеспечивают:
- формирование системы научных знаний о живой и неживой природе, закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно - научных представлений о картине мира; - формирование
первоначальных систематизированных представлений об объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных теориях, об экосистемной организации
жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии, физики, химии;
- приобретение опыта использования методов биологической, физической,
химической науки и проведения несложных экспериментов, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и по-
ступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных
местообитаний видов растений и животных;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации
труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних
животных, ухода за ними.
Основные задачи учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка»:
- освоение знаний о классическом и современном искусстве в объеме государственного образовательного стандарта;
- воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, интеллектуальной
и эмоциональной сфер, творческого потенциала;
- овладение практическими умениями и навыками художественнотворческой деятельности; - развитие индивидуальных творческих способностей
учащихся;
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и
искусству.
Основные задачи учебного предмета «Труд (технология)»:
1) формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; осознание роли техники и технологий для
прогрессивного развития общества; понимание социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
2) формирование представлений о современном уровне развития технологий
и понимания трендов технологического развития, в том числе в сфере цифровых
технологий и искусственного интеллекта, роботизированных систем, ресурсосберегающей энергетики и другим приоритетным направлениям научнотехнологического развития Российской Федерации; овладение основами анализа
закономерностей развития технологий и навыками синтеза новых технологических решений;
3) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности,
решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического
оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
4) овладение средствами и формами графического отображения объектов или
процессов, знаниями правил выполнения графической документации;
5) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
6) формирование умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
7) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда.
Основные задачи учебного предмета «Физическая культура»:
- физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное развитие личности обучающихся с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области;
- развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности;
- формирование потребности в систематическом участии в физкультурно спортивных и оздоровительных мероприятиях.
Основные задачи учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины»:
-обеспечение безопасности личности от всех источников угроз и предполагает освоение видов знаний и деятельности, обеспечивающих политическую, экономическую, экологическую, информационную безопасность.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение
учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся
Удовлетворяя потребности обучающихся, введены учебные курсы:
«Культура безопасности жизнедеятельности», в 5-7 классах, с целью
изучения и освоения учащимися интегрированных знаний, умений и навыков,
обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, формирования желания, интереса, потребности к обеспечению собственной безопасности и безопасности
окружающих, а также более основательного и последовательного изучения вопросов, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства в повседневных условиях, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера.
«Мир вокруг нас», в 5 классе, введен для освоения и использования
естественнонаучных знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;
«Исследовательские и проектные работы по химии», в 8 классе,
введен для приобретения опыта проектной деятельности как особой формы учебной деятельности: формирования умения участвовать в проектной или исследовательской деятельности предметного и межпредметного характера (с приобретением опыта публичного представления полученных результатов); формирования
умения совместно с учителем планировать и самостоятельно проводить учебное
исследование или проектную работу, в том числе формулировать задачи исследования, выбирать методы исследования, соответствующие поставленной цели, самостоятельно планировать собственную и совместную деятельность в группе,
следить за выполнением плана действий и корректировать его; формирования
навыка участия в различных формах организации учебно-исследовательской и
проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах, олимпиадах, научных обществах, научно-практических конференциях, олимпиадах; овладения приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками и
взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
«Естественно-научная грамотность», в 6 и 7 классах, введен с целью освоения и использования естественнонаучных знаний для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные
особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают
влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества;
проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естественнонаучной грамотностью; способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих
улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни
«Глобальные компетенции», в 8 и 9 классах введен с целью формирования у обучающихся понимания местных, глобальных проблем и вопросов
межкультурного взаимодействия, понимания и оценивания различных точек зрения и мировоззрения, а также уважительного взаимодействия с другими; развитие
навыков написания проектной работы.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
основной образовательной программы основного общего образования, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, не превышает величину недельной образовательной нагрузки, в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями.
Формы проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой, по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года.
Промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертной аттестации по всем учебным предметам и представляет собой среднее арифметическое результатов четвертной аттестации с учетом отметок за контрольные работы.
Округление результата проводится в соответствии с правилами математического
округления.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в течение пяти последних дней учебного года на основе результатов текущих аттестаций по итогам
учебных четвертей учебного года на основании «Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся МКОУ СОШ №18». Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по четырехбальной системе; в случае, если учащийся пропустил более 60% учебного времени и не имеет текущих отметок за четверть (полугодие) – «не аттестован» (н/а).
Промежуточная аттестация обучающихся 9 класса включает в себя итоговое
собеседование по русскому языку. Итоговое собеседование по русскому языку,
как условие допуска к государственной итоговой аттестации, проводится для обучающихся 9 класса во вторую среду февраля по текстам, темам и заданиям, сфор-
мированным по часовым поясам Рособрнадзора. Результатом итогового собеседования по русскому языку является «зачет» или «незачет».
Освоение основной образовательной программ основного общего образования завершается итоговой аттестацией.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5лет.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный предмет/курс
5
Количество часов в неделю
6
7
8
9
Обязательная часть
Русский язык
5
6
4
Литература
3
3
2
Иностранный язык
3
3
3
Математика
5
5
0
Алгебра
0
0
3
Геометрия
0
0
2
Вероятность и статистика
0
0
1
Информатика
0
0
1
История
3
3
3
Обществознание
0
0
0
География
1
1
2
Физика
0
0
2
Химия
0
0
0
Биология
1
1
1
Изобразительное искусство
1
1
1
Музыка
1
1
1
Труд (технология)
2
2
2
Физическая культура
2
2
2
Основы безопасности и защиты Родины
0
0
0
Итого
27
28
30
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Мир вокруг нас
1
0
0
Глобальные компетенции
0
0
0
Культура безопасности жизнедеятельности
1
1
1
Естественно-научная грамотность
0
1
1
Исследовательские и проектные работы по химии
0
0
0
Итого
2
2
2
ИТОГО недельная нагрузка
29
30
32
Количество учебных недель
34
34
34
Всего часов в год
986
1020
1088
3
2
3
0
3
2
1
1
3
0
2
2
2
2
0
1
1
2
1
31
3
3
3
0
3
2
1
1
2
1
2
3
2
2
0
0
1
2
1
32
0
1
0
0
1
2
33
34
1122
0
1
0
0
0
1
33
34
1122
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НЕДЕЛЬНЫЙ)
Курсы внеурочной деятельности
Разговоры о важном
Россия – мои горизонты
Юные инспектора движения
Волонтёры школы
Музейный уголок
Семьеведение
Баскетбол
Медиацентр
Я, ты, он, она: вместе целая страна
Начальная военная подготовка
Итого недельная нагрузка
5
1
0
0
1
1
1
2
0
1
0
7
Количество часов в неделю
6
7
8
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
2
2
2
0
0
0
1
1
0
0
0
0
0
0
0,5
0
7
6
7,5
5
Всего
5
4
1
5
5
1
8
2
1
0,5
32,5