МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
адаптированной образовательной программы
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1)
на 2025 – 2026 учебный год
г. Тавда, 2025 г.
Пояснительная записка
Учебный план разработан в соответствии со следующими
нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Законом Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря
2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
Санитарными
правилами
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28;
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» - Постановление Главного государственного санитарного врача от
28.01.2021 № 2 (таблица 6.6.)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»
Устав МКОУ СОШ № 18;
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1) МКОУ СОШ № 18 (АООП НОО вариант 5.1).
Учебный год в МКОУ СОШ № 18 начинается 01.09.2025 и заканчивается
26.05.2026.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4
классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение
дня составляет:
для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в
неделю -5 уроков.
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким
образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На
эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие
наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим
баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни
недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х
уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический
час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии
(в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в
ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4
урока по 40 минут каждый).
Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 23 классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей
четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной
учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов.
Обязательная часть учебного плана школы представлена следующими
предметами:
Обязательные для изучения предметы.
Изучение предмета «Русский язык» направлено на развитие языковой
компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической
речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности
обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.
Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе
ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой
деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо,
различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и
зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических
чувств школьника, способного к творческой деятельности.
В учебном плане на изучение предметов «Русский язык» в отводится по 5
часов во всех классах, на «Литературное чтение» - 4 часа во всех классах.
Изучение учебного предмета «Английский язык» направлено на
приобретение навыков общения в устной и письменной форме с носителями
иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей,
освоение правил речевого и неречевого поведения;
на расширение
лингвистического кругозора; способствует формированию дружелюбного
отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с
жизнью своих сверстников в других странах. Изучение «Английского языка»
начинается со 2 класса по 2 часа в неделю по программе «Английский язык».
Изучение математики направлено на формирование первоначальных
представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на
развитие образного и логического мышления, воображения, математической
речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для
успешного решения учебных и практических задач и продолжения
образования. На изучение учебного предмета «Математика» отводится по 4
часа в неделю.
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено
на воспитание любви и уважения к природе, своему поселку, своей Родине;
осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание
своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному
постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к
нему. Особое внимание должно быть уделено формированию у младших
школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в
экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности. На
изучение предмета «Окружающий мир» отводится по 2 часа в неделю в 1-4
классах.
Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено
на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию
произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в
творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебный
предмет «Изобразительное искусство» можно изучать отдельно или в качестве
интегрированного предмета «Художественный труд». Учебные предметы
«Изобразительное искусство» и «Музыка» изучаются как самостоятельные
предметы с учебной нагрузкой по 1 часу в неделю соответственно.
В 4 классе реализуется учебный предмет «Основы религиозных культур и
светской этики. Выбор модуля осуществляется
родителями (законными
представителями) обучающихся. Предмет направлен на
включение
обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов,
связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в
контексте отечественной культурной традиции, воспитание способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование
первоначальных представлений о светской этике, об отечественных
традиционных религиях, их роли в культуре, истории современности России.
На его изучение отводится 1час в неделю в 4классе.
Учебный предмет «Труд (технология)» формирует практикоориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет
реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении
других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное
искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуальнопрактической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для
развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности
мышления у школьников. На изучение предмета «Труд (технология)»
отводится 1 час в неделю во всех 1-4-х классах.
Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья,
содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному
развитию, успешному обучению, формированию первоначальных умений
саморегуляции средствами физической культуры. Развитию и всесторонней
физической подготовленности ученика. На занятиях физической культуры
вводится подготовка к выполнению нормативов ГТО на основе указа
Президента РФ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов
к труду и обороне» от 24.03.2014 г. № 172.
Предмет «Физическая культура» в 1 классе включает 3 часа физической
культуры, во 2-4-х классах - по 2 часа в неделю.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные
интересы обучающихся
Часть, формируемая участниками образовательных отношений,
представлена учебным предметом «Литературное чтение на родном языке»
(русском), который формирует коммуникативные умения, нравственные и
эстетические чувства, способности к творческой деятельности на родном языке.
Изучение данного предмета осуществляется 1 раз в неделю во 2 классе.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений,
представлена учебным предметом «Основы финансовой грамотности» - 1 час в
неделю во 2-3 классе. Курс направлен на создание основ для формирования
финансовой культуры школьников. Формирования данной части учебного плана
проходило с учетом мнения родителей (законных представителей)
обучающихся, выявленного в процессе опроса.
В МКОУ СОШ № 18 языком обучения является Русский язык.
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не
менее 5 часов (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Программа коррекционной работы разрабатывается образовательной
организацией в зависимости от особых образовательных потребностей
обучающихся.
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционноразвивающие курсы указано на одного обучающегося.
В рамках внеурочной деятельности выделяется обязательный
коррекционный курс «Индивидуальные и подгрупповые логопедические
занятия», на который выделяется 2 часа в неделю на каждого обучающегося.
При проведении занятий по иностранному языку (английскому) не
осуществляется деление классов на группы.
Формы проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения
результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
предусмотренных образовательной программой, по каждому учебному предмету,
курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года. Промежуточная аттестация
проводится во 2-4 классах. Промежуточная аттестация проводится на основе
результатов четвертной аттестации по всем учебным предметам и представляет
собой среднее арифметическое результатов четвертной аттестации с учетом
отметок за контрольные работы. Округление результата проводится в
соответствии с правилами математического округления. Предметы из части,
формируемой
участниками
образовательных
отношений,
являются
безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в течение пяти
последних дней учебного года на основе результатов текущих аттестаций по
итогам учебных четвертей учебного года на основании «Положения о формах,
периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся МКОУ СОШ №18». Фиксация результатов
промежуточной аттестации осуществляется по четырехбальной системе; в
случае, если учащийся пропустил более 60% учебного времени и не имеет
текущих отметок за четверть (полугодие) – «не аттестован» (н/а).
Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный предмет/курс
Количество часов в неделю
1
2
3
4
Всего
Обязательная часть
Русский язык
5
5
5
5
Литературное чтение
4
4
4
4
Иностранный язык
0
2
2
2
Математика
4
4
4
4
Окружающий мир
2
2
2
2
Основы религиозных культур и светской этики
0
0
0
1
Изобразительное искусство
1
1
1
1
Музыка
1
1
1
1
Труд (технология)
1
1
1
1
Физическая культура
3
2
2
2
Итого
21
22
22
23
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Литературное чтение на родном языке
0
1
0
0
Основы финансовой грамотности
0
0
1
0
Итого
0
1
1
0
ИТОГО недельная нагрузка
21
23
23
23
Количество учебных недель
33
34
34
34
Всего часов в год
693 782 782 782
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) 5 часов
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия
2
2
2
2
Индивидуальные и подгрупповые дефектологические
1
1
1
1
занятия
Занятие с педагогом-психологом
1
1
1
1
Коррекционные занятия по русскому языку
1
1
1
1
20
16
6
16
8
1
4
4
4
9
88
1
1
2
90
135
3039
8
4
4
4
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НЕДЕЛЬНЫЙ)
Курсы внеурочной деятельности
Разговоры о важном
Орлята России
Юные инспектора движения
Подвижные игры
Разговоры о правильном питании
Итого недельная нагрузка
Количество часов в неделю
1
1
1
0
1
0
3
2
1
2
0
1
1
5
3
1
2
0
1
1
5
4
1
2
1
1
0
5
Всего
4
7
1
4
2
18