МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
на 2025 – 2026 учебный год
г. Тавда, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования МКОУ СОШ № 18 (далее учебный план) для 1-4 классов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (с изменениями), фиксирует общий объём
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру предметов, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по
классам.
Учебный план является частью образовательной программы МКОУ СОШ №
18, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой начального общего образования
утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 30.09.2022 №874 (с
изменениями), и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН
1.2.3685-21.
Учебный год в МКОУ СОШ № 18 начинается 01.09.2025 и заканчивается
26.05.2026.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4
классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5 уроков.
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в
расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу
по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час)
составляет 40 минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии
(в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по
40 минут каждый).
Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3
классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного
плана определяет состав учебных предметов.
Обязательная часть учебного плана школы представлена следующими
предметами:
Обязательные для изучения предметы.
Изучение предмета «Русский язык» направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В
ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося,
культура речи, интерес к родному языку.
Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности
младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской
литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.
В учебном плане на изучение предметов «Русский язык» в отводится по 5
часов во всех классах, на «Литературное чтение» - 4 часа во всех классах.
Изучение учебного предмета «Английский язык» направлено на приобретение навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного
языка на основе своих речевых возможностей и потребностей, освоение правил
речевого и неречевого поведения; на расширение лингвистического кругозора;
способствует формированию дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других
странах. Изучение «Английского языка» начинается со 2 класса по 2 часа в неделю по программе «Английский язык».
Изучение математики направлено на формирование первоначальных
представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи,
формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. На изучение
учебного предмета «Математика» отводится по 4 часа в неделю.
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на
воспитание любви и уважения к природе, своему поселку, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего
места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира
на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового
образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е.
основам безопасности жизнедеятельности. На изучение предмета «Окружающий
мир» отводится по 2 часа в неделю в 1-4 классах.
Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено
на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебный предмет «Изобразительное искусство» можно изучать отдельно или в качестве интегрированного
предмета «Художественный труд». Учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка» изучаются как самостоятельные предметы с учебной нагрузкой по 1 часу в неделю соответственно.
В 4 классе реализуется учебный предмет «Основы религиозных культур и
светской этики. Выбор модуля осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Предмет направлен на включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции, воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории современности России. На его изучение отводится 1час в неделю в 4классе.
Учебный предмет «Труд (технология)» формирует практикоориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других
учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство,
русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников. На
изучение предмета «Труд (технология)» отводится 1 час в неделю во всех 1-4-х
классах.
Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию,
успешному обучению, формированию первоначальных умений саморегуляции
средствами физической культуры. Развитию и всесторонней физической подготовленности ученика. На занятиях физической культуры вводится подготовка к
выполнению нормативов ГТО на основе указа Президента РФ «О Всероссийском
физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» от 24.03.2014 г.
№ 172.
Предмет «Физическая культура» в 1 классе включает 3 часа физической
культуры, во 2-4-х классах - по 2 часа в неделю.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение
учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена учебным предметом «Литературное чтение на родном языке» (русском), который формирует коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства,
способности к творческой деятельности на родном языке. Изучение данного
предмета осуществляется 1 раз в неделю во 2 классе.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена учебным предметом «Основы финансовой грамотности» - 1 час в неделю во 23 классе. Курс направлен на создание основ для формирования финансовой культуры школьников. Формирования данной части учебного плана проходило с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся, выявленного в
процессе опроса.
В МКОУ СОШ № 18 языком обучения является Русский язык.
Формы проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных
образовательной программой, по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине,
модулю по итогам учебного года. Промежуточная аттестация проводится во 2-4
классах. Промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертной
аттестации по всем учебным предметам и представляет собой среднее арифметическое результатов четвертной аттестации с учетом отметок за контрольные работы.
Округление результата проводится в соответствии с правилами математического
округления. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в течение пяти последних дней учебного года на основе результатов текущих аттестаций по итогам
учебных четвертей учебного года на основании «Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся МКОУ СОШ №18». Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по четырехбальной системе; в случае, если учащийся пропустил более 60% учебного времени и не имеет текущих отметок за четверть (полугодие) – «не аттестован» (н/а).
Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный предмет/курс
Количество часов в неделю
1
2
3
4
Всего
Обязательная часть
Русский язык
5
5
5
5
20
Литературное чтение
4
4
4
4
16
Иностранный язык
0
2
2
2
6
Математика
4
4
4
4
16
Окружающий мир
2
2
2
2
8
Основы религиозных культур и светской этики
0
0
0
1
1
Изобразительное искусство
1
1
1
1
4
Музыка
1
1
1
1
4
Труд (технология)
1
1
1
1
4
Физическая культура
3
2
2
2
9
Итого
21
22
22
23
88
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Литература на родном языке
0
1
0
0
1
Основы финансовой грамотности
0
0
1
0
1
Итого
0
1
1
0
2
ИТОГО недельная нагрузка
21
23
23
23
90
Количество учебных недель
33
34
34
34
135
Всего часов в год
693
782
782
782
3039
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НЕДЕЛЬНЫЙ)
Курсы внеурочной деятельности
Разговоры о важном
Орлята России
Юные инспектора движения
Подвижные игры
Разговоры о правильном питании
Итого недельная нагрузка
Количество часов в неделю
1
1
1
0
1
0
3
2
1
2
0
1
1
5
3
1
2
0
1
1
5
4
1
2
1
1
0
5
Всего
4
7
1
4
2
18