Основы безопасности жизнедеятельности

Утверждена
приказом МАОУ СОШ №18
от 30.08.2019 г. №106
«Об утверждении рабочих программ,
аннотаций к рабочим программам
на 2019-2020 учебный год»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основы безопасности жизнедеятельности
уровень основного общего образования
(8 - 9 класс)

г. Тавда, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы
Настоящая рабочая программа по химии составлена на основе:



•
•
•
•

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-Ф3;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 (с дополнениями и изменениями.);
 СанПиН 2.4.2. 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном
учреждении» (с изменениями № 3 от 24.11.2015г);
 Учебного плана МАОУ СОШ №18;
 Положения о разработке рабочей программы, утвержденного приказом директора МАОУ СОШ №18 от 29.02.2016г. № 33
Структура Рабочей программы
 Пояснительная записка
 Содержание учебного предмета
 Тематическое планирование
 Планируемые результаты освоения учащимися учебного предмета
Общая характеристика предмета
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на уровне основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об
обязанностях граждан по защите государства;
воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее
государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы;
бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать
средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Место предмета в учебном плане МАОУ СОШ № 18
В учебном плане МАОУ СОШ № 18 на изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» на уровне основного общего образования (
8,9 класс) отводится всего 68 часов, в том числе:
8 класс – 34 часа, 9 класс –34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности

Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно
допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов
питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными
компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и
водном), ответственность за их нарушения. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства
индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре. Первичные средства
пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности
в туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них.
Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество,
самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы,
лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы,
наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по
безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них
(аварии на радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте,
гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила
пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в
террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная
безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная
безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников.
Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность,
питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания, употребление алкоголя и наркотических
веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в
современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из
верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и
общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях.
Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной
деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование в 8 классе
№
урока
1.

2.

Тема урока

Основное содержание

1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от
классификация
них (аварии на радиационно-опасных, химически опасных,
пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте,
гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному
поведению.
Опасности аварий и катастроф
Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила
поведения при эвакуации.

3.

Обеспечение личной безопасности при техногенных
авариях

4.
5.
6.

Аварии на пожаро-и взрывоопасных объектах
Общие сведения о взрыве и пожаре
Причины возникновения пожаров и взрывов и их
последствия. Основные поражающие факторы.
Правила безопасного поведения при пожарах и
взрывах. Пожары и паника.
Виды аварий на химически опасных объектах.

7.
8.
9.

10.

11.
12.
13.

Опасные химические и аварийно химически опасные
вещества и их поражающее действие на организм
человека. Причины и последствия аварий на
химически опасных объектах.
Защита населения от аварийно химически опасных
веществ. Правила безопасного поведения при авариях
с выбросом аварийно химически опасных веществ.
Радиация вокруг нас.
Виды аварий на радиационно опасных объектах.
Последствия радиационных аварий. Особенности
радиоактивного загрязнения местности.

Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования
ими. Использование индивидуальных средств защиты: домашней
медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора,
противогаза.
Аварии на пожаро-и взрывоопасных объектах.
Характеристики взрыва. Пожар и его возникновение.
Пожар его причины и последствия.
Правила поведения при пожаре. Первичные средства пожаротушения.
Использование средств пожаротушения.
Виды аварий на химически опасных объектах. Химически опасный
объект.
Характеристика наиболее распространенных аварийно химически
опасных веществ
Основные способы защиты населения от аварийно химически опасных
веществ. Оповещение населения.
Понятие радиации. Источники ионизирующего излучения.
Виды аварий с выбросом радиоактивных веществ
Виды радиационного воздействия на людей и животных. Особенности
радиоактивного загрязнения местности.

14.

15.
16.
17.

18.

19.
20.

21.
22.

23.

24.

Правила безопасного поведения при радиационных
авариях. Защита населения при радиационных
авариях.
Виды аварий на гидродинамических объектах.
Причины гидродинамических аварий и их
последствия.
Меры по уменьшению последствий аварий на
гидродинамически опасных объектах. Правила
безопасного поведения при гидродинамических
авариях.
Состояние природной среды и жизнедеятельность
человека

Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуация
населения.
Понятие гидродинамической аварии. Затопление.
Причины гидродинамических аварий, поражающие факторы,
последствия.
Основные меры по защите населения при гидродинамических авариях.

Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от
них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины,
ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза,
сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы,
наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные
пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по
безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты.
Изменения состояния атмосферы, гидросферы, суши. Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их
возникновения.
Показатели предельно допустимых воздействий на
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в
природу.
местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно
допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве.
Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов
питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и
инструментами, средствами бытовой химии, персональными
компьютерами и др.
2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Воздействие химических веществ на человека.
Воздействие химических веществ на человека. Общие меры первой
медицинской помощи при отравлении.
Первая медицинская помощь при поражении
Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически
аварийно химически опасными веществами
опасными веществами удушающего и общеядовитого действия.
удушающего и общеядовитого действия.
Первая медицинская помощь при поражении
Первая медицинская помощь при поражении удушающими и
удушающими и нейротропными аварийно химически нейротропными аварийно химически опасными веществами.
опасными веществами.
Первая медицинская помощь при отравлении солями Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах химическими
тяжелых металлов и мышьяка. Первая медицинская
веществами.

25.
26.
27.
28.
29.
30.

31.
32.

33.

34.

помощь при ожогах химическими веществами.
Первая медицинская помощь при отравлении
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами,
бытовыми химикатами.
средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.
Первая медицинская помощь при отравлении
Первая медицинская помощь при отравлении минеральными
минеральными удобрениями.
удобрениями.
3. Основы здорового образа жизни
Занятия физкультурой и спортом.
Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие
здоровье. Вредные привычки и их профилактика.
Закаливание организма
Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.
Правила использования факторов окружающей среды Правила использования факторов окружающей среды для закаливания
для закаливания организма.
организма.
Подготовка к походу и поведение в природных
Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила
условиях.
поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их
подачи и ответы на них. Первая помощь при отравлениях. Первая
помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе
насекомых и змей.
Безопасность на водоемах.
Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде.
Дисциплина на дороге – путь к дорожной
Безопасность на дорогах. Правила поведения на транспорте (наземном, в
безопасности.
том числе железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за
их нарушения. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и
велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы
наркотизму в Российской Федерации
безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения
подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую
деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения.
Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении
неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная
безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке
похищения) и при проведении мероприятий по освобождению
заложников. Личная безопасность при посещении массовых
мероприятий.
Ситуации криминогенного характера в доме
Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира,
(квартире) и подъезде.
улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита
покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная
безопасность подростка.

Тематическое планирование в 9 классе
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Тема урока

Основное содержание

1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их
возникновения.
Структура РСЧС
Структура РСЧС, основные задачи комиссий по ЧС.
Режимы функционирования РСЧС
Режимы функционирования РСЧС. Действия населения по сигналу
"Внимание всем!" и сопровождающей речевой информации.
Силы и средства РСЧС
Силы и средства РСЧС, основные задачи сил и средств РСЧС.
Определение международного гуманитарного права и Определение международного гуманитарного права и сфера его
сфера его применения
применения. Основные документы МГП.
Правовая защита раненых, больных и потерпевших
Основные требования МГП по защите раненых, больных, потерпевших
кораблекрушение
кораблекрушение.
Медицинский и духовных персонал
Медицинский и духовных персонал, эмблемы красного креста и
красного полумесяца.
Защита военнопленных. Гражданское население.
Защита военнопленных. Гражданское население. Основные требования
МГП по защите военнопленных.
Ответственность за нарушение норм международного Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного
гуманитарного права.
права.
Защита от мошенников
Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера
(квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество,
самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты.
Цели и задачи РСЧС

О безопасности девушек
Безопасность девушек, Элементарные способы самозащиты.
Психологические основы самозащиты в
Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях
криминогенных ситуациях
2. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей
Причины травматизма в старшем школьном возрасте Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их
и пути их предотвращения.
предотвращения. Основы оказания первой помощи. Первая помощь при
наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из
верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях,
вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и
общем переохлаждении.
Безопасное поведение дома и в школе
Безопасное поведение дома и в школе
Безопасное поведение на занятиях физкультурой и
Безопасное поведение на занятиях физкультурой и спортом
спортом
Безопасное поведение на улице
Безопасное поведение на улице
Профилактика осложнений ран. Асептика и
Виды ран, понятие асептики и антисептики.
антисептика.
Травмы головы, позвоночника и спины
Первая помощь при травмах головы, позвоночника и спины.
Признаки жизни и смерти
Определение признаков клинической смерти, оказание экстренной
помощи.
Прекардиальный удар в область грудины.
Прекардиальный удар в область грудины.

21.
22.
23.

24.
25.

26.
27.

28.
29.

Непрямой массаж сердца.
Искусственная вентиляция легких
Остановка сердца и прекращение дыхания

Непрямой массаж сердца. Техника непрямого массажа сердца.
Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей.
Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь
при коме. Особенности оказания первой помощи при поражении
электрическим током.
3. Основы здорового образа жизни
Здоровье человека
Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их
профилактика.
Здоровый образ жизни-путь к достижению высокого
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и
уровня здоровья
факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание,
режим дня, гигиена).
Современные методы оздоровления
Современные методы оздоровления
Факторы риска во внешней среде и внутренней среде
Меры безопасности при пребывании человека на территории с
организма человека. Их влияние на здоровье.
неблагоприятными экологическими факторами. Предельно допустимые
концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде, почве.
Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов
питания.
Личная гигиена. Гигиена кожи, питания, воды,
Личная гигиена. Гигиена кожи, питания, воды, одежды, жилища.
одежды, жилища.
Физиологическое и психологическое развитие
Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита
подростков
прав ребенка.

31.

Психологическая уравновешенность в конфликтных
ситуациях
Управление чувствами и эмоциями.

32.
33.

Суицид и подросток.
Употребление табака и его влияние на организм

34.

Алкоголь, его влияние на организм

30.

Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях
Корректные и некорректные приемы поведения в конфликтных
ситуациях.
Понятие суицида, его причины.
Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания,
употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и
курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных
привычек и их факторов.
Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания
употребление алкоголя и наркотических веществ , курение табака и
курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных
привычек и их факторов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ

культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности,
общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного
вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и
терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации,
получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и
социальных рисков на территории проживания.

Основы безопасности личности общества и государства Основы комплексной безопасности
Выпускник научится:
• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания;
чрезвычайные
ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том
числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной
среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость
повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по
поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье
неблагоприятной окружающей среды;
• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к
активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с
учётом особенностей обстановки в регионе;
• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Выпускник получит возможность научиться:
• систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать
их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;
• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у
населения страны;
• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных
жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Выпускник научится:
• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между
нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;
• характеризовать РСЧС: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
характеризовать силы и средства, которыми
располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России:
классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и

военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и
обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;
• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное
реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени;
• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя
включает;
• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации
населения о чрезвычайных ситуациях;
• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в
зоне чрезвычайной ситуации;
• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;
• описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;
• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на
улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.
Выпускник получит возможность научиться:
• формулировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; • подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской
обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;
• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской
Федерации»;
• различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Выпускник научится:
• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и
национальной безопасности России;
• анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать
необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;

• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и анти
экстремистского мышления;
• обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;
• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;
• моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;
• формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
• формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;
• использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного
отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам
экстремистской и террористической деятельности.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Выпускник научится:
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в
повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом
образе жизни как средство физического совершенствования;
• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни
для сохранения и укрепления личного здоровья;
• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для
здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг и др.), и их возможные последствия;
• систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные
качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;
• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного
законодательства в Российской Федерации; объяснять роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения
демографической безопасности государства.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального
здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Выпускник научится:
• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;
• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;
• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой
помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто
случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать е. средства в конкретных ситуациях;

• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и
систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём
приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.
Выпускник получит возможность научиться:
• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту
повреждениях и травмах.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».