Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 3 класса

Муниципальный орган Управления образованием –
Управление образованием Тавдинского городского округа
Муниципальное казенное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18

Утверждено:
Приказом МКОУ СОШ №18
от 05.07.2024 №63
«Об утверждении рабочей программы»

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для 3 класса
Учитель начальных классов:
Воскобойникова С.О.

Тавда
2024 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 3 КЛАССЫ
Рабочая программа по финансовой грамотности для 3 классов составлена на основе авторской программы: ЮлияКорлюгова.
Финансовая грамотность. Учебная программа.2-3 классы. Москва, Вита, 2020.
Нормативные документы:
1) Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
4) Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях».
5)
Приказ Министерства образования и науки РФ №253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6) Письмо УО № 2845 от 30.10.2018 «Об обязательном введении родного языка и второго иностранного языка».
7) Основной общеобразовательной программы Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
средней основной общеобразовательной школы № 18 на 2024-2025 учебный год.
8) Устава
Муниципального
общеобразовательной школы № 18.

казенного

общеобразовательного

учреждения

средней

Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

основной

- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи,
практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки
работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных
выступлений.
II. Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Финансовая грамотность» в 3 классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа
рассчитана на 34 часа
III. Планируемые результаты.
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их
обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; сопоставление доходов и расходов;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических
ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:

• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимная оценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.

Номер
раздела
1
2
3
4

IV. Содержание учебного предмета.
Название разделов
Количество
часов
Что такое деньги и какими они бывают
16
Из чего складываются доходы в семье
7
Почему семьям часто не хватает денег на
5
жизнь и как этого избежать
Деньги счёт любят, или как управлять своим
6
кошельком, чтобы он не пустовал

1. Что такое деньги и какими они бывают
Тема 1. Как появились деньги.
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны.
Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги
облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными
деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и
безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.
Основные понятия
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал.
Покупательная сила. Товары. Услуги.
Компетенции
• Объяснять выгоды обмена.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
• Описывать ситуации, в которых используются деньги.
• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
• Составлять задачи с денежными расчётами.
Тема 2. История монет.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет
гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и
Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в X веке. Монеты чеканили княжества. При образовании
централизованного государства монеты стали едиными.
Основные понятия
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын.
Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать устройство монеты.
• Приводить примеры первых монет.
• Описывать старинные российские деньги.

• Объяснять происхождение названий денег.
Тема 3. Бумажные деньги.
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В
России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине П. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее
долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.
Основные понятия
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки.
Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились бумажные деньги.
• Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.
• Приводить примеры первых бумажных денег.
• Описывать первые российские бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 4. Безналичные деньги.
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики
банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют
пластиковые карты.
Основные понятия
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные
расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.
Компетенции
• Сравнивать виды денег.
• Объяснять роль банков.
• Объяснять условия вкладов и кредитов.
• Рассчитывать проценты на простых примерах*.
• Объяснять принцип работы пластиковой карты.
Тема 5. Валюты.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является
рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами.

Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена
одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
Основные понятия
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский
франк.
Компетенции
• Приводить примеры валют.
• Объяснять, что такое резервная валюта.
• Объяснять понятие валютного курса.
• Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
2. Из чего складываются доходы в семье
Тема 6. Откуда в семье берутся деньги.
Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от
профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ).
Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии,
стипендии, пособия.
Основные понятия
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ).
Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги.
Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, как связаны профессии и образование.
• Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.
• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.
3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать
Тема 7. На что семьи тратят деньги.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское
обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые,

желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и
переменные.
Основные понятия
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги.
Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные
расходы. Сезонные расходы.
Компетенции
• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
• Описывать направления расходов семьи.
• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
• Сравнивать и оценивать виды рекламы.
• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.
• Составлять собственный план расходов.
4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал
Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет.
Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если
доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом
случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или
для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.
Основные понятия
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
Компетенции
• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
• Объяснять последствия образования долгов.
• Составлять семейный бюджет на условных примерах

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема

Кол-во часов

Содержание

Дата
проведен
ия

Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают (16 ч)

1

Появление обмена товаров

1

беседа

сентябрь

2

Первые деньги

1

беседа

сентябрь

3

Монеты

1

беседа

сентябрь

4

Бумажные деньги

1

беседа

сентябрь

5

Гурт. Подделка монет

1

беседа

октябрь

6

«Орел» и «решка». Аверс и реверс. Номинал

1

беседа

октябрь

7

Номинал банкнот. Защита банкнот о подделок

1

беседа

октябрь

8

Клады. «Меховые « деньги

1

беседа

октябрь

9

Первые русские монеты. Денга и копейка

1

беседа

ноябрь

10

Рубль, гривенник и полтинник

1

беседа

ноябрь

11

Современные деньги России

1

беседа

ноябрь

12

Современные деньги России

1

беседа

ноябрь

Дата
по факту

13

Доллары и евро – самые известные иностранные
деньги

1

беседа

декабрь

14

Банки. Наличные , безналичные и электронные
деньги

1

беседа

декабрь

15

Учимся обращаться с деньгами

1

игра

декабрь

16

Что мы узнали о деньгах?

1

беседа

декабрь

Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье (7 часов)

18

Откуда в семье берутся деньги. Заработная
плата
Клады, лотереи, наследство

19

Пенсии, пособия, стипендии

20

1

Составление таблицы

Февраль

21

На что тратятся деньги. Обязательные расходы.
Желательные расходы.
На что тратятся деньги. Лишние расходы

1

Составление таблицы

Февраль

22

Как с умом управлять своими деньгами

1

Составление таблицы

Февраль

23

Как считать доходы и расходы семьи

1

Составление таблицы

февраль

17

Раздел 3. Почему семьям

1

беседа

январь

Беседа

январь

беседа

январь

часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (5 часов)

24

Расходы на самое необходимое

1

беседа

Март

25

Сбережения и непредвиденные расходы

1

беседа

Март

26

Последствия превышения расходов над
доходами. Долги

1

беседа

Март

27

Вредные привычки. Хобби

1

беседа

Март

28

Учимся делать сбережения

1

беседа

апрель

Раздел 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (6 часов)

29

Расходы и доходы. Считаем деньги

1

беседа

апрель

30

Учимся экономить

1

беседа

апрель

31

Как откладывать деньги

1

беседа

май

32

Как откладывать деньги

1

беседа

май

33

Как распоряжаться своими сбережениями

1

беседа

Май

34

Итоговое занятие. Обобщение.

1

беседа

май

Методическая литература и средства обучения:
1.Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е., Финансовая грамотность, Учебная программа, 2-3 классы. Москва, Вако, 2020
2. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е., Финансовая грамотность, Методические рекомендации для учителя, 2-3 классы. Москва, Вако,
2020
3. Федин С., ., Финансовая грамотность, в 2-х частях, Материалы для учащихся, 2-3 классы. Москва, Вако, 2020
4. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е., Финансовая грамотность, Контрольно-измерительные материалы, 2-3 классы. Москва


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».