УТВЕРЖДЕНО
приказом МКОУ СОШ № 18
от 03.09.2024 № 79
План профориентационной работы МКОУ СОШ №18 на 2024-2025 учебный год
(Основной уровень Профориентационного минимума)
Цель: формирование готовности к профессиональному
обучающихся 7 - 10 классов общеобразовательных организаций.
Задачи основного уровня:
самоопределению
- построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся
общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационноактивизирующего,
информационно-обучающего,
практико-ориентированного
и
диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечении всех
участников образовательного процесса;
- систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных моделей
профессиональной ориентации обучающихся;
- разработка плана профориентационной работы для групп, обучающихся по возрастам (7,
8-9 и 10 классы);
- разработка плана профориентационной работы с обучающихся с ОВЗ по разным
нозологиям и возрастам;
- выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной)
и внешней (знаниевой) сторон готовности к профессиональному самоопределению у
обучающихся, а также уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после
участия в профориентационной программе;
- формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению
образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности,
интересов, способностей, доступных им возможностей;
- информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального
образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем
будущем профессиями и отраслями экономики России) посредством различных
мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
- формирование у обучающихся профориентационных компетенций, необходимых для
осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысление
профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной
среды профессионального самоопределения, самооценки, успешности прохождения
профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательнопрофессиональной траектории и е
её адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
- совершенствование профессиональных компетенций специалистов, ответственных за
профориентационную работу в образовательной организации (педагогов-навигаторов) по
формированию осознанности обучающихся и их готовности к профессиональному
самоопределению через прохождение программы дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации);
повышение активности и ответственности родителей в целях содействия обучающимся в
формировании навыка осознанного выбора.
Планируемые результаты:
- для обучающихся 7 - 10 классов - развитие всех компонентов готовности к
профессиональному
самоопределению
(в
т.ч.
повышение
осознанности
и
самостоятельности в планировании личных профессиональных перспектив), построение
индивидуальной образовательно-профессиональной траектории;
- для родителей - получение рекомендаций по возможной помощи самоопределяющимся
подросткам, получение современной и актуальной информации о рынке образования и
рынке труда (регионального и федерального уровней), включая информацию о наиболее
перспективных и востребованных в ближайшем будущем профессиях и отраслях
экономики Российской Федерации;
- для педагогов и специалистов-повышение квалификации в области методов и
технологий профессиональной ориентации обучающихся. Применение методик,
направленных на активизацию профессионального самоопределения, понимание
возможностей и ограничений диагностических инструментов. Освоение новых,
современных, научно обоснованных методик и технологий;
- для работодателей - привлечение мотивированных обучающихся к производственным
задачам, повышение интереса к организации. Обучение наставников, работающих с
учащимися.
Реализация
плана
предусматривает
активное
участие
педагогов,
родителей обучающихся МКОУ СОШ №18, сотрудников центра занятости населения и
иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий,
направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной
работы,
направленной
на
усвоение
учащимися
необходимого
объѐма
знаний
о
социально-экономических
и
психофизических
характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы
каждый выпускник школы находил, возможно, более
полное применение
своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в
поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы
принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда. В
школе
профориентационная работа проводится администрацией
учреждения,
классными руководителями,
учителями-предметниками, педагогом-психологом.
По результатам участия во всех мероприятиях основного уровня реализации
Профориентационного минимума для обучающегося формируется индивидуальная
рекомендация по построению образовательно-профессиональной траектории.
Форматы профориентационной работы:
Профориентационная работа реализуется в следующихформатах:
УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
На выбор:
- Уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного
предмета для профессиональной деятельности. Используется интерактивный сервис
"Конструктор будущего" в рамках проекта "Билет в будущее" или другие программы.
- Рекомендованное количество: от 9 часов
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Диагностический конструктор (2 этапа): несколько вариантов
онлайн-диагностик исходя из потребностей обучающихся - 4 часа
Профориентационный урок - 2 часа
Урок "Россия - мои горизонты" - 1 час/неделю по четвергам
Рефлексивный урок - 4 часа
профориентационных
Мероприятия на выбор:
Профориентационные программы внеурочной деятельности;
Дополнительные профориентационные уроки; Онлайн-уроки "Шоу профессий";
Проектная деятельность.
Рекомендованное количество: 34 часа
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
На выбор:
Профессиональные пробы на базе ГБУЗ ЦРБ
Экскурсии на производство
Экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО(онлайн).
Конкурсы
профориентационной направленности
Может быть реализована в рамках внеурочной деятельности.
Рекомендованное количество: от 12 часов
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом
склонностей и образовательных потребностей обучающегося на базе Центра образования
естественно-научной направленности.
Рекомендованное количество: от 3 часов
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
- Родительское собрание (ознакомительное или итоговое)
Рекомендуемое количество: от 2 часов
Профориентационные мероприятия на основном уровне:
- Профориентационные уроки;
- Онлайн-диагностика, направленная на выявление интересов и способностей
обучающихся, уровня готовности к выбору профессионально-образовательной траектории,
ценностных ориентиров, мотивации обучающихся и получение индивидуальных
рекомендаций на этой основе;
- Групповой разбор результатов профориентационных диагностик (с использованием
видеоматериалов), рефлексивный урок;
- Информационное сопровождение обучающихся и их родителей о возможностях
открытого сегмента Платформы основного уровня Профориентационного минимума и
организует регистрацию участников;
- Профессиональные пробы практического и/или моделирующего уровней (в онлайн или
офлайн-формате);
Профориентационные мероприятия по выбору: посещение мультимедийной выставки;
посещение организаций территориальной образовательной и профессиональной среды
(профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и
работодателей); организация проектной деятельности с учетом предпочитаемых
обучающимися профессиональных сфер и профилей обучения; участие
в
профориентационных мероприятиях федерального и регионального уровня.
Мероприятие
Курс занятий «Россия – мои
горизонты» (Направление
«Внеурочная деятельность»)
Колво
ак. ч.
34
Классыучастники,
уровень
профминим
ума
все
классы
Ответственный
сотрудник
Дата
проведения
Классные
руководители
еженедельно
Ефимова А.В.,
Кальковец Е.А.
сентябрь
7 класс
Сбор согласий на обработку
персональных
данных
обучающихся и педагогов,
задействованных в реализации
профминимума
Родительское собрание по
профориентации (Направление
«Взаимодействие с родителями)
Родительское собрание по
профориентации (Направление
«Взаимодействие с родителями)
Профориентационные модули в
учебных предметах
Профориентационное
анкетирование обучающихся,
консультирование по выбору
профессии, специальности
1
7
7
1
9
7
Ефимова А.В.,
Кальковец Е.А.
Учителяпредметники
Сентябрь
Январь
01.09.202431.05.2025
7
1
1
Организация в онлайн-уроках
«Шоу профессий»
1
Всего
Ефимова А.В.,
Кальковец Е.А.
1
Участие в Региональном проекте и
конкурсе видеороликов
«Профминутка»
Проектная работа «Профессии
моей семьи» (Направление
«Практико – ориентированный
модуль»)
Онлайн профпробы
7
7
сентябрь
Ефимова А.В.,
Кальковец Е.А.
октябрь
7
Ефимова А.В.,
Кальковец Е.А.
7
Ефимова А.В.,
Кальковец Е.А.
2
6
Ефимова А.В.,
Кальковец Е.А.
7
ч
8 класс
Ефимова А.В.,
Кальковец Е.А.
октябрь
01.09.202431.05.2025
март-апрель
Сбор согласий на обработку
персональных данных
обучающихся и педагогов,
задействованных в реализации
профминимума
Родительское собрание по
профориентации (Направление
«Взаимодействие с родителями)
Родительское собрание по
профориентации (Направление
«Взаимодействие с родителями)
Профориентационные модули в
учебных предметах
Проектная работа «Профессии моей
семьи» (Направление
«Практико – ориентированный
модуль»)
Участие в национальном проекте
Участие в Региональном проекте и
конкурсе видеороликов
«Профминутка»
Организация в онлайн-уроках
«Шоу профессий»
1
8
Яковлева Т.В.,
Сафронова И.В.
8
Яковлева Т.В.,
Сафронова И.В.
Сентябрь
8
Яковлева Т.В.,
Сафронова И.В.
Январь
8
Учителяпредметники
Яковлева Т.В.,
Сафронова И.В.
01.09.202431.05.2025
01.09.202431.05.2025
1
1
9
Сентябрь
5
8
1
8
Яковлева Т.В.,
Сафронова И.В.
Сентябрь
8
Яковлева Т.В.,
Сафронова И.В.
Сентябрь
8
Яковлева Т.В.,
Сафронова И.В.
Сентябрь
8
Яковлева Т.В.,
Сафронова И.В.
1
1
Онлайн профпробы
6
Всего
ч
Март-апрель
9 классы
Сбор согласий на обработку
персональных
данных
обучающихся и педагогов,
задействованных в реализации
профминимума
Родительское собрание по
профориентации (Направление
«Взаимодействие с родителями)
Родительское собрание по
профориентации (Направление
«Взаимодействие с родителями)
Профориентационные модули в
учебных предметах
Проектная работа «Профессии
моей семьи» (Направление
«Практико – ориентированный
модуль»)
Региональная Ярмарка учебных
мест «Я выбираю будущее»
Организация в онлайн-уроках
«Шоу профессий»
Неумывако А.Н.,
Овченкова М.В.
1
9
1
9
Неумывако А.Н.,
Овченкова М.В.
1
9
Неумывако А.Н.,
Овченкова М.В.
9
9
6
9
1
9
1
9
Онлайн профпробы
6
9
Всего
ч
10 класс
Учителяпредметники
Неумывако А.Н.,
Овченкова М.В.
Неумывако А.Н.,
Овченкова М.В.
Неумывако А.Н.,
Овченкова М.В.
Неумывако А.Н.,
Овченкова М.В.
Сентябрь
Сентябрь
Январь
01.09.202431.05.2025
01.09.202431.05.2025
Сентябрь
октябрь
Март-апрель
Сбор согласий на обработку
персональных данных
обучающихся и педагогов,
задействованных в реализации
профминимума
Родительское собрание по
профориентации (Направление
«Взаимодействие с родителями)
Родительское собрание по
профориентации (Направление
«Взаимодействие с родителями)
Профориентационные модули в
учебных предметах
Проектная работа «Профессии
моей семьи» (Направление
«Практико – ориентированный
модуль»)
Региональная Ярмарка учебных
мест «Я выбираю будущее»
Онлайн профпробы
Всего
1
10
Дёмина Н.П.
10
Дёмина Н.П.
10
Дёмина Н.П.
10
Учителяпредметники
Дёмина Н.П.
1
1
9
10
8
60 ч
Сентябрь
Январь
01.09.202331.05.2024
01.09.202331.05.2024
6
1
сентябрь
10
Дёмина Н.П.
10
Дёмина Н.П.
сентябрь
март
Дорожная карта
реализации профориентационного минимума в МКОУ СОШ №18 (основной уровень)
№
п\п
1.1.
Мероприятия
Сроки реализации
Исполнители
1. Организационное, нормативное и методическое сопровождение по реализации Профминимума
Назначение приказом по школе ответственного за реализацию Профминимума
Июль 2024 года
Директор школы
1.2.
Назначение приказом по школе ответственного за профориентационное
обучение (педагог-навигатор)
Разработка и утверждение плана профориентационной работы по реализации
основного уровня Профминимума с обучающимися 7-10 классов
общеобразовательных организаций
Создание рабочей группы, отвечающей за реализацию профориентационного
минимума (в состав входят представители педагогического и управленческого
персонала школы, субъекта управления, ученического актива, родительской
общественности)
Заключение соглашений о партнерстве с ключевыми работодателями ГавриловЯмского муниципального района, государственными и негосударственными
организациями из сферы культуры, физической культуры и спорта, СМИ,
общественными объединениями, некоммерческими организациями,
объединениями волонтеров
Участие в семинарах, круглых столах, научно-практических конференциях,
вебинарах по вопросам реализации Профминимума
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
Июль 2024 года
Директор школы
Август 2024 года
Рабочая группа
Сентябрь 2024 года
Директор школы
Зам. директора по ВР
Сентябрь-октябрь
2024 года
В течение учебного года
1.7
Совещание при директоре, МО классных руководителей с включением вопросов
по реализации уровня Профминимума
В течение учебного года
1.8.
Организация мониторинга эффективности реализации профориентационного
минимума
Участие в региональных, федеральных конкурсах методических разработок
педагогов
В течение учебного года
1.9.
2.1.
В течение учебного года
Директор школы
Зам. директора по ВР
Зам. директора по ВР
Педагог-навигатор
Классные руководители
Зам. директора по ВР
педагог-навигатор
Зам. директора по ВР
Зам. директора по ВР
Педагог-навигатор
Классные руководители
Педагоги доп. образования
2. Кадровое обеспечение работы по реализации профориентационного минимума
До ноября 2024 года
Прохождение программ повышения квалификации для специалистов,
Зам. директора по ВР
осуществляющих профориентационную деятельность, с
включением
Педагог-навигатор
актуальных вопросов реализации профориентационного минимума (не менее 36
Классные руководители
часов)
Педагоги доп. образования
2.2.
3.1
Участие в обучении административных команд и педагогов методам и В течение учебного года
Зам. директора по ВР
технологиям реализации профориентационного минимума (курсы повышения
Педагог-навигатор
квалификации, стратегические сессии, вебинары/семинары, дискуссионные
Классные руководители
площадки, круглые столы.
Педагоги доп. образования
3. Разработка содержательного наполнения
профориентационной работы с обучающимися, с учетом целей и задач выбранного уровня профориентационного минимума
Оформление стендов по профориентации
Сентябрь 2024 года
Педагог-навигатор
Классные руководители
3.2.
Участие обучающихся во Всероссийском проекте «Билет в будущее»
В течение учебного года
3.4
Участие обучающихся во Всероссийском проекте открытых
«ПроеКТОриЯ» и «Шоу профессий», профориентационной недели
3.5.
Посещение профессиональных проб на разных базах
В течение учебного года
3.6.
Участие в реализации Всероссийского проекта онлайн-уроков финансовой
грамотности
В течение учебного года
3.7.
Проведение курса занятий «Россия – мои горизонты»
В течение учебного года
Еженедельно по четвергам
3.8.
-Организация экскурсии на производство в г. Ярославль и в области, также за
пределами области.
-Организация встреч с успешными профессионалами (в рамках тематических
классных часов)
В течение учебного года
3.9.
Посещение лекций и экскурсий в образовательных организациях Дней
открытых дверей СПО и ВО
-Организация встреч с представителями различных учебных заведений
3.10.
Участие в конкурсах профориентационной направленности (в том числе
рамках РДДМ, «Профессионалы»)
уроков
в
В течение учебного года
Педагог-навигатор
Классные руководители
Педагоги доп. образования
Педагог-навигатор
Классные руководители
Педагоги доп. образования
Зам. директора по ВР
Педагог-навигатор
Классные руководители
Педагоги доп. образования
Зам. директора по ВР
Педагог-навигатор
Классные руководители
Педагоги доп. образования
Зам. директора по ВР
Педагог-навигатор
Классные руководители
Педагоги доп. образования
Зам. директора по ВР
Педагог-навигатор
Классные руководители
В течение учебного года
Зам. директора по ВР
Педагог-навигатор
Классные руководители
В течение учебного года
Зам. директора по ВР
Педагог-навигатор
Классные руководители
3.11.
Организация мероприятий, посвященных профессиональным праздникам, дням
профессий
В течение учебного года
Зам. директора по ВР
Педагог-навигатор
Классные руководители
3.12.
Встречи администрации школы, педколлектива с учащимися и их родителями с
целью ознакомления с изменениями происходящими в системе образования;
В течение учебного года
Зам. директора по ВР
Педагог-навигатор
Классные руководители
3.13.
Ярмарка профессий
3.14.
День открытых дверей для выпускников подведомственных ОУ в НПО, СПО,
ВУЗах (беседы с выпускниками школ на тему целевого направления на
обучение)
Участие в вузовских олимпиадах
3.15.
Апрель 2025 года
Март-май 2025 года
В течение учебного года
Педагог-навигатор
Зам. директора по ВР
Педагог-навигатор
Зам. директора по ВР
Педагог-навигатор
Классные руководители
Учителя-предметники
Зам. директора по ВР
Педагог-навигатор
Педагоги доп. образования
Зам. директора по ВР
Педагог-навигатор
3.16.
Функционирование
кабинетов
и
лабораторий
научно-технической
направленности и робототехники на базе школы (Точка Роста)
В течение учебного года
3.17.
Организация профориентационных профильных лагерных смен в каникулярный
период
1-4 кварталы
3.18
В течение учебного года
Организация деятельности предпрофессионального психолого-педагогического
Зам. директора по ВР
класса «Педкласс». Проведение внеурочных занятий в психологоПедагог-навигатор
педагогическом классе по программе «Будущий педагог»
Классные руководители
Профориентационное содержание уроков по предметам общеобразовательного
В течение учебного года
Учителя предметники
цикла (физика, математика, химия и т.д.) с рассмотрением значимости учебного
предмета в профессиональной деятельности
4. Информационное сопровождение реализации профориентационного минимума
Разработка информационных разделов «Профминимум» на сайте школы
Сентябрь-октябрь 2024 г.
Зам. директора по ВР
Педагог-навигатор
3.19
4.1.
4.2.
Освещение мероприятий по реализации профориентационного минимума на
официальном сайтах и аккаунтах в социальных сетях
В течение учебного года
ежемесячно
Зам. директора по ВР
Педагог-навигатор
4.3.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
Информирование обучающихся и их родителей о занятости на рынке труда
В течение учебного года
5. Взаимодействие с родителями
В течение учебного года
Организация тематических родительских собраний в школе по вопросам выбора
обучающимися
сферы
деятельности,
профессии,
специальности
информирование родителей о результатах профориентационного тестирования
детей
Участие родителей (законных представителей) в двух Всероссийских
Сентябрь 2024 года
родительских собраниях
Февраль 2025 года
В течение учебного года
Информирование об открытых ресурсах для профориентации обучающихся, в
т.ч. общедоступном и школьном разделах проекта «Билет в будущее»,
возможностях использования профориентационной онлайн-диагностики и
персональных рекомендаций.
В течение учебного года
Организация
и
проведение
онлайн-собрания
о
значимости
профориентационного
сопровождения
подростков
и
доступных
профориентационных ресурсах
Экскурсии для обучающихся на те предприятия и в те организации, где
В течение учебного года
работают родители (законные представители)
Классные руководители
Педагоги доп. образования
Зам. директора по ВР
Педагог-навигатор
ЦЗН г. Гаврилов-Ям, центр «Ресурс»
Зам. директора по ВР, классные
руководители, педагог- навигатор
Зам. директора по ВР, классные
руководители, педагог- навигатор
Зам. директора по ВР, классные
руководители, педагог- навигатор
Зам. директора по ВР, классные
руководители, педагог- навигатор
Зам. директора по ВР, классные
руководители, предприятия города,
родители (законные представители)