УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора МКОУ СОШ № 18
№ 197 от 28.12.2023
Положение о портфолио обучающегося в рамках оценки образовательных
достижений обучающихся
1.
Общие положения
1.1.
Настоящее положение о портфолио обучающегося в рамках оценки образовательных достижений обучающихся (далее – Положение, Портфолио) разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и регулирует порядок, периодичность и формы учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся муниципального казенного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы №18 (далее – Школа) в процессе освоения ими основных образовательных программ (далее – ООП) начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных
программ.
1.2.
Положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства просвещения России от 31.05.2021 №286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказом Министерства просвещения России от 31.05.2021 №287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказом Министерства просвещения России от 12.08.2022 №732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г.
№ 413»;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки России от 29.08.2013 г. №1008;
Федеральной образовательной программы начального общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372;
Федеральной образовательной программы основного общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370;
Федеральной образовательной программы среднего общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371;
Уставом и локальными нормативными актами Школы.
1.3. Цели и задачи Портфолио являются:
1.4.1. Цель внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание
индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика, весь спектр его способностей, интересов,
склонностей, знаний и умений.
1.4.2. Основными задачами применения Портфолио являются:
создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и
уверенностив собственных возможностях;
максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к
самостоятельному познанию;
формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации
дальнейшего творческого роста;
2.
Организационный порядок Портфолио
Портфолио является неотъемлемой составляющей образовательной системы
2.1.
Школы.
2.2.
Ведение Портфолио – обязанность обучающихся, закрепляемая ООП.
2.3.
Ведение электронного Портфолио осуществляется на основе облачного пространства на Google-диске. Доступ к Портфолио ребенка осуществляется через ссылку с
правом редактирования и внесения изменений.
2.4.
Учащиеся начальных классов заполняют Портфолио под руководством педагога (классного руководителя), родителя (законного представителя) согласно единым
подходам, отраженным в настоящем Положении.
2.5.
Учащиеся 5-11-х классов заполняют Портфолио самостоятельно, согласно
единым подходам, отраженным в настоящем Положении.
2.6.
Портфолио оформляется на срок, равный сроку обучения учащегося в Школе, исохраняется на всех уровнях обучения.
2.7. Классный руководитель:
консультирует по мере необходимости учащихся, их родителей (законных
представителей) в части оформления Портфолио и его содержимого, а также осуществляет
контроль пополнения учащимися Портфолио;
оказывает возможную посредническую помощь при возникновении у учащегося затруднений в части получения тех или иных подтверждений его индивидуальных образовательных достижений;
осуществляет необходимое взаимодействие с родителями по вопросам Портфолио: ежегодно в сентябре проводит тематическое родительское собрание; разрабатывает
и реализует график индивидуальных консультаций для родителей; систематизирует и учитывает в своей работе индивидуальные возможности и потребности родителей (законных
представителей) обучающихся, способствующие оптимизации технологии Портфолио;
2.8.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, организует и
осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио.
2.9.
Директор Школы обеспечивает нормативно-правовую базу технологии
Портфолио; устанавливает обязанности участников образовательных отношений по данному направлению деятельности; создает условия для мотивации педагогов к работе в технологии Портфолио.
3.
Содержание и структура Портфолио
3.1.
Портфолио оформляется в виде электронной папки, содержащей формальные
и творческие работы учащихся, фотографии продуктов исполнительской деятельности,
официальные документы, подтверждающие результативность в какой-либо деятельности.
3.2.
Портфолио ученика имеет следующие разделы:
• «Социально-личностное развитие ученика»: характеристика ученика, сведения о родителях, интересы и увлечения, классные поручения. Заполняется в свободной
форме.
• «Учебно-познавательное развитие»: достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов (табель успеваемости), результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по
предметам.
• «Моё творчество»: творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена
объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом
мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
• «Физическое развитие»: фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, спортивных конкурсах и т.д.
• «Духовно-нравственное развитие»: участие в социальных акциях, конкурсах,
проектах.
Кроме того, в портфолио включаются и иные документы, характеризующие ребенка
с точки зрения его внеурочной и досуговой деятельности. Совокупность этих материалов
дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом,
так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболеезначимых аспектах обучения в школе.
Каждый блок позволяет прикреплять подтверждающие документы. Согласно указанной структуре обучающимися (законными представителями), педагогами школы осуществляется пополнение Портфолио. В каждом разделе можно прикреплять файлы любого формата, содержащие данные о достижениях обучающегося.
3.3.
Структура Портфолио является механизмом упорядочивания информации об
индивидуальных образовательных достижениях обучающихся, обязательна для соблюдения всеми обучающимися и не может быть изменена в процессе заполнения обучающимися
Портфолио.
3.4.
При оформлении портфеля достижений должны соблюдаться следующие
требования:
систематичность и регулярность ведения портфеля достижений;
аккуратность исполнения;
достоверность сведений, представленных в портфеле достижений;
завершенностьпредставленных материалов.
4.
Порядок учета индивидуальных образовательных достиженийобучающихся посредством технологии Портфолио
4.1.
Данные Портфолио по блокам «Олимпиады и конкурсы», «Публикации» и
«Проекты и исследования» обобщаются и учитываются при оценке достижения учащимися метапредметных образовательных результатов освоения ООП в части программы формирования и развития УУД учащихся.
4.2.
Данные Портфолио не подвергаются обязательному переводу в традиционную отметочную шкалу.
4.3.
В случае если та или иная единица Портфолио отражает образовательные
результаты обучающегося, тесно связанные с его учебной деятельностью в рамках учебного плана, педагог вправе поставить обучающемуся традиционную отметку и зафиксировать ее в соответствующем разделе классного журнала.
4.5.
По письменному заявлению родителей данные портфолио могут быть включены в характеристику обучающегося, выдаваемую ему в случае перехода в другую образовательную организацию.
4.6.
Данные Портфолио являются основанием для психолого-педагогических рекомендаций обучающимся и их родителям (законным представителям) по вопросу выбора
направления внеурочной деятельности, а также прочих рекомендаций, способствующих
личностному самоопределению обучающегося.
4.7.
Спорные ситуации ведения Портфолио решаются комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в присутствии классного
руководителя обучающегося.