Обществознание (ФГОС ООО)

Утверждена
приказом МАОУ СОШ №18
от 30. 08. 2019 г. № 106
«Об утверждении рабочих программ,
аннотаций к рабочим программам
на 2019 - 2020 учебный год»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию (уровень основного общего образования) в соответствии с ФГОС
6 - 9 класс

Программа составлена учителем истории и обществознания высшей квалификационной категории Литвиновым Н.П.

г. Тавда 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы
Настоящая рабочая программа по обществознанию составлена на основе:
 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
 Примерной программы основного общего образования по обществознанию;
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 (в ред. изменений от 31.12.2015г.);
 Письма Минобрнауки Российской Федерации от 03.08.2015 № 08-1189 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по воспитанию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов»);
 СанПиН 2.4.2. 28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении» (с изменениями № 3 от 24.11.2015 г.);
 Учебного плана МАОУ СОШ № 18;
 Положения о разработке рабочей программы, утвержденного приказом директора МАОУ СОШ № 18 от 29.02.2016 г. № 33.






Структура Рабочей программы
Пояснительная записка
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Планируемые результаты освоения учащимися учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета
Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить
формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы учащихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его
основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и
общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у учащихся целостной картины мира и жизни человека в нем.
Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности учащихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности учащихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых
лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология»,
что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.

Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня её духовнонравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём и доступной по содержанию
для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной
средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений дня определения собственной позиции в общественной
жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейнобытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет Обществознание в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Место предмета в учебном плане МАОУ СОШ № 18
В учебном плане МАОУ СОШ №18 на изучение обществознания на уровне основного общего образования (6 - 9 класс) отводится 136
часов, в том числе 6 класс - 34 часа, 7 класс - 34 часа, 8 класс - 34 часа, 9 класс - 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке /62/, /729/, /730/, /83/, /84/. Черты сходства и различий человека и животного /62/, /83/, /84/. Индивид, индивидуальность, личность/62/, /64/, /65/, /611/, /83/, /87/. Основные возрастные периоды жизни человека /63/. Отношения между поколениями /63/. Особенности подросткового возраста /63/. Способности и потребности человека /69/. Особые потребности людей с ограниченными возможностями /69/. Понятие деятельности /67/. Многообразие видов деятельности /67/. Игра, труд, учение /67/, /634/. Познание человеком мира и
самого себя /62/, /67/, /619/, /83/. Общение /619/, /83/. Роль деятельности в жизни человека и общества /67/, /83/. Человек в малой группе /614/, /615/,
/617/. Межличностные отношения /614/, /615/, /617/. Личные и деловые отношения /614/, /615/. Лидерство /64/, /65/, /611/, /614/, /615/, /617/. Межличностные конфликты и способы их разрешения /621/.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей /61/, /71/, /73/, /74/, /81/, /84/, /85/, /91/. Взаимосвязь общества и природы /729/, /730/, /733/, /84/,
/85/. Развитие общества/85/, /86/. Общественный прогресс/86/. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие /86/, /92/, /93/. Типы обществ
3

/86/. Усиление взаимосвязей стран и народов /632/. Глобальные проблемы современности /729/, /730/. Опасность международного терроризма /930/.
Экологический кризис и пути его разрешения /729/, /730/, /731/, /732/, /733/. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу
жизнь /731/, /732/. Современное российское общество, особенности его развития /86/.
Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества /86/. Негативные последствия коррупционных факторов
для общественных институтов /86/. Коррупция – социально опасное явление /86/.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе /73/, /74/, /79/, /87/. Общественные нравы, традиции и обычаи /73/, /74/,
9
/7 /. Как усваиваются социальные нормы /73/, /74/, /79/. Общественные ценности /79/, /811/. Гражданственность и патриотизм /632/. Уважение социального многообразия /811/. Мораль, ее основные принципы /79/, /811/. Нравственность /628/. Моральные нормы и нравственный выбор /812/.
Роль морали в жизни человека и общества /811/, /812/. Золотое правило нравственности /628/. Гуманизм /626/, /628/. Добро и зло /624/, /626/. Долг
/626/, /811/. Совесть /626/, /811/. Моральная ответственность /812/. Право, его роль в жизни человека, общества и государства /77/, /710/, /711/, /99/,
/916/, /929/. Основные признаки права /77/, /710/, /711/, /916/, /929/. Право и мораль: общее и различия /812/, /916/, /929/. Социализация личности /64/,
/65/, /87/. Особенности социализации в подростковом возрасте /63/. Отклоняющееся поведение /821/. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества/821/. Социальный контроль/821/. Социальная значимость здорового образа жизни/821/.
Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность /77/. Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры – основа свободы личности /77/. Мотивы коррупционного повеления /77/.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы /810/. Наука в жизни современного общества /813/. Научно-технический прогресс в современном обществе /813/. Развитие науки в России /813/. Образование, его значимость в условиях информационного общества /813/. Система образования в Российской Федерации /813/. Уровни общего образования /813/. Государственная итоговая аттестация /813/. Самообразование /813/.
Религия как форма культуры /814/. Мировые религии /814/. Роль религии в жизни общества /814/. Свобода совести /814/. Искусство как элемент духовной культуры общества /810/. Влияние искусства на развитие личности /64/, /65/, /87/.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества /817/, /818/. Социальные общности и группы /817/, /818/. Социальный статус личности /64/, /65/, /87/, /819/.
Социальные роли, /63/, /819/. Основные социальные роли в подростковом возрасте /63/, /819/. Социальная мобильность /819/. Семья и семейные
отношения /633/. Функции семьи /633/. Семейные ценности и традиции /633/, /634/. Основные роли членов семьи /633/, /634/. Досуг семьи /634/. Социальные конфликты и пути их разрешения /621/. Этнос и нация /632/, /820/. Национальное самосознание /632/, /820/. Отношения между нациями
/632/, /820/. Россия – многонациональное государство /632/, /820/. Социальная политика Российского государства /929/.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть /92/, /93/. Роль политики в жизни общества /92/, /93/. Государство, его существенные признаки /94/, /95/, /910/. Функции
государства /94/, /95/. Внутренняя и внешняя политика государства /94/, /95/. Формы правления /94/, /95/. Формы государственнотерриториального устройства /94/, /95/. Политический режим /96/, /97/. Демократия, ее основные признаки и ценности /96/, /97/. Выборы и референдумы /96/, /97/. Разделение властей /96/, /97/. Участие граждан в политической жизни /911/. Опасность политического экстремизма /911/. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни /912/, /913/. Гражданское общество /910/. Правовое государство /99/. Местное самоуправление /99/. Межгосударственные отношения /820/, /833/. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения /820/.
Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода средств массовой информации; право
граждан участвовать в управлении делами государства/911/.
Гражданин и государство
4

Наше государство – Российская Федерация /631/, /78/, /920/, /921/. Конституция Российской Федерации – основной закон государства /920/,
/921/. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации /920/, /921/. Государственные символы России /631/. Россия – федеративное государство /94/, /95/. Субъекты федерации /94/, /95/. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации /92/, /93/.
Президент Российской Федерации, его основные функции /92/, /93/. Федеральное Собрание Российской Федерации /92/, /93/. Правительство Российской Федерации /92/, /93/. Судебная система Российской Федерации /92/, /93/. Правоохранительные органы/712/, /919/. Гражданство Российской Федерации /632/, /922/, /923/. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации /632/, /75/, /76/, /922/, /923/.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации /632/, /75/, /76/, /922/, /923/. Взаимоотношения органов государственной власти
и граждан /922/, /923/. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ /75/, /76/, /922/, /923/. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка /922/, /923/.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства/77/, /710/, /711/, /917/. Источники права /710/, /711/, /917/. Нормативный правовой акт /917/. Правоотношения /917/. Правоспособность и дееспособность /918/. Признаки и виды правонарушений /710/, /711/, /918/. Понятие, виды и функции юридической ответственности /918/. Презумпция невиновности /928/. Гражданские правоотношения /924/. Основные виды гражданско-правовых договоров /924/. Право собственности /924/. Права потребителей, защита прав потребителей /924/. Способы защиты гражданских прав /924/, /929/. Право
на труд и трудовые правоотношения /926/. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека /926/. Семья под
защитой государства /633/, /927/. Права и обязанности детей и родителей /633/, /927/. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения
родителей /633/, /927/. Особенности административно-правовых отношений /925/. Административные правонарушения /710/, /711/, /925/. Виды административного наказания /710/, /711/, /925/. Уголовное право, основные понятия и принципы /710/, /711/, /928/. Понятие и виды преступлений
/710/, /711/, /928/. Необходимая оборона /78/. Цели наказания /710/, /711/, /928/. Виды наказаний /710/, /711/, /928/. Особенности правового статуса
несовершеннолетнего /63/, /927/. Права ребенка и их защита /63/, /927/. Дееспособность малолетних /926/. Дееспособность несовершеннолетних в
возрасте от 14 до 18 лет /926/. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет /926/. Правовое регулирование в сфере образования /931/. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних /928/. Международное гуманитарное право /930/. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов /930/.
Понятие коррупции /928/. Противодействие коррупции /928/. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность /928/.
Экономика
Понятие экономики /715/, /716/, /824/. Роль экономики в жизни общества /715/, /716/, /824/. Товары и услуги /715/, /716/. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов /715/, /716/. Производство - основа экономики /718/, /719/, /827/. Распределение /718/, /719/, /827/. Обмен /718/, /719/, /722/,
/827/. Потребление /718/, /719/, /827/. Факторы производства /718/, /719/, /827/. Производительность труда /718/, /719/, /827/. Разделение труда и специализация /827/. Собственность /825/. Торговля и ее формы /722/. Реклама /722/, /723/. Деньги и их функции /724/. Инфляция, ее последствия /724/. Типы экономических систем /715/, /716/, /824/. Рынок и рыночный механизм /826/. Предпринимательская деятельность /720/, /828/. Издержки, выручка,
прибыль /720/, /828/. Виды рынков /826/. Рынок капиталов /826/. Рынок труда /717/, /826/, /832/. Каким должен быть современный работник /717/. Выбор профессии /717/. Заработная плата и стимулирование труда /717/. Роль государства в экономике /829/. Экономические цели и функции государства /829/. Государственный бюджет /829/, /830/. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох /829/.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты /830/. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг /830/. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности /830/. Инвестиции в реальные и финансовые активы /830/. Пенсионное обеспечение
/830/. Налогообложение граждан /830/. Защита от финансовых махинаций /830/. Экономические функции домохозяйства /725/, /726/, /831/. Потреб5

ление домашних хозяйств /725/, /726/, /831/. Семейный бюджет /634/, /725/, /726/, /831/. Источники доходов и расходов семьи /634/, /725/, /726/, /831/.
Активы и пассивы /725/, /726/, /831/. Личный финансовый план /725/, /726/, /831/. Сбережения /725/, /726/, /831/. Инфляция /724/, /725/, /726/, /831/.
Экономические издержки коррупции /829/. Влияние коррупции на экономическую систему государства /829/. Экономические предпосылки коррупционных явлений /829/.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование в 6 классе
№
урока

Тема урока

1

Обществознание: предмет, цель и задачи.
Как работать с учебником.
Что такое общество?

Основное содержание образования
Введение 1ч
Общество как форма жизнедеятельности людей

Человек в социальном измерении 12ч
2

Загадка человека.

3

Отрочество – особая пора жизни.

4

Человек - личность.

5

Человек - личность.

6

Практикум. Учимся узнавать и оценивать себя.
Человек и его деятельность.

7

9

Практикум. Учимся правильно организовывать свою деятельность.
Потребности человека.

10
11
12

Практикум. Учимся размышлять.
На пути к жизненному успеху.
Практикум по теме «Человек в соци-

8

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Познание человеком мира и самого себя.
Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста. Особенности социализации в подростковом возрасте. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита.
Индивид, индивидуальность, личность. Лидерство. Социализация личности. Влияние
искусства на развитие личности. Социальный статус личности.
Индивид, индивидуальность, личность. Лидерство. Социализация личности. Влияние
искусства на развитие личности. Социальный статус личности.
Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Роль деятельности в жизни человека и общества.
Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными
возможностями.
Индивид, индивидуальность, личность. Лидерство.

6

13

альном измерении».
Повторительно-обобщающий урок по
теме «Человек среди людей». Тест

14

Межличностные отношения.

15

Межличностные отношения.

16

Практикум. Учимся взаимодействовать с окружающими
Человек в группе.

Человек среди людей 11ч

17
18
19
20
21
22
23

Практикум. Учимся совместно всей
группой делать полезные дела.
Общение.
Практикум. Учимся общаться.
Конфликты в межличностных отношениях.
Практикум. Учимся вести себя в ситуации конфликта
Повторительно-обобщающий урок по
теме «Человек среди людей». Тест

Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения.
Лидерство.
Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения.
Лидерство.
Человек в малой группе. Межличностные отношения. Лидерство

Познание человеком мира и самого себя. Общение.
Межличностные конфликты и способы их разрешения. Социальные конфликты и пути их разрешения

Нравственные основы жизни 7ч
24
25
26
27
28
29
30

Человек славен добрыми делами.
Практикум. Учимся делать добро.
Будь смелым.
Практикум. Учимся побеждать страх.
Человек и человечность.
Практикум по теме «Нравственные
основы жизни».
Повторительно-обобщающий урок по
теме «Нравственные основы жизни».
Тест

Добро и зло.

Наша Родина – Россия. Государственные
символы России.
Гражданин России. Мы – многонацио-

Наше государство – Российская Федерация. Государственные символы России

Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть.
Нравственность. Золотое правило нравственности. Гуманизм.

Родина 2ч
31
32

Гражданственность и патриотизм. Гражданство Российской Федерации. Конституци7

нальный народ.

онные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Усиление взаимосвязей стран и народов

Семья 2ч
33

Семья и семейные отношения

34

Семейное хозяйство Свободное время.

Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи.
Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Игра, труд, учение.

Тематическое планирование в 7 классе
№
урока

Тема урока

Элементы содержания образования
Введение 2ч

2

Обществоведение: предмет, цель и задачи.
Как работать с учебником.

3

Что значит жить по правилам.

4

Что значит жить по правилам.

5

Права и обязанности граждан.

6

Права и обязанности граждан.

7

Почему важно соблюдать законы

1

Общество как форма жизнедеятельности людей

Регулирование поведения людей в обществе 12ч
Общество как форма жизнедеятельности людей.
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные
нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы.
Общество как форма жизнедеятельности людей.
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные
нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права.
Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность. Развитое правосознание и
высокий уровень правовой культуры – основа свободы личности. Мотивы коррупционно8

8
9

Защита Отечества
Для чего нужна дисциплина

10

Виновен – отвечай.

11

Виновен – отвечай.

12
13

Кто стоит на страже закона
Практикум. Регулирование поведения
людей в обществе
Повторительно-обобщающий урок по
теме «Регулирование поведения людей в
обществе». Тест

14

го повеления. Система российского законодательства.
Наше государство – Российская Федерация. Необходимая оборона
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные
нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности.
Мораль, ее основные принципы.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права.
Система российского законодательства. Источники права. Признаки и виды правонарушений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Цели наказания. Виды наказаний.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права.
Система российского законодательства. Источники права. Признаки и виды правонарушений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Цели наказания. Виды наказаний.
Правоохранительные органы.

Человек в экономических отношениях 14ч
15

Экономика и ее основные участники.

16

Экономика и ее основные участники.

17

Мастерство работника

18

Производство: затраты, выручка, прибыль.
Производство: затраты, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса
Повторительно-обобщающий урок по
теме «Человек в экономических отношениях». Тест
Обмен, торговля, реклама.

19
20
21

22

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и
потребности, ограниченность ресурсов. Типы экономических систем
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и
потребности, ограниченность ресурсов. Типы экономических систем
Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда.
Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы
производства. Производительность труда.
Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы
производства. Производительность труда.
Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль.

Торговля и ее формы. Реклама. Обмен.
9

23
24
25

Реклама – двигатель торговли.
Деньги, их функции
Экономика семьи.

Реклама.
Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия.
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный
бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый
план. Сбережения. Инфляция.
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный
бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый
план. Сбережения. Инфляция.

26

Экономика семьи.

27
28

Практикум. Человек в экономических
отношениях.
Повторительно-обобщающий урок по
теме «Человек в экономических отношениях». Тест

29

Воздействие человека на природу.

30

Воздействие человека на природу.

31

Охранять природу – значит охранять
жизнь.
Охранять природу – значит охранять
жизнь.
Закон на страже природы.
Повторительно-обобщающий урок по
теме «Человек и природа». Тест

Человек и природа 6ч

32
33
34

Биологическое и социальное в человеке. Взаимосвязь общества и природы. Глобальные проблемы современности. Экологический кризис и пути его разрешения.
Биологическое и социальное в человеке. Взаимосвязь общества и природы. Глобальные проблемы современности. Экологический кризис и пути его разрешения.
Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Взаимосвязь общества и природы. Экологический кризис и пути его разрешения.

Тематическое планирование в 8 классе
№
урока

Тема урока

Элементы содержания образования
Введение 2ч

1
2

Обществоведение: предмет, цель и задачи.
Как работать с учебником?

Общество как форма жизнедеятельности людей.

Личность и общество 7ч
10

3

Что делает человека человеком.

4

Человек, общество, природа.

5
6

Общество как форма жизнедеятельности
людей.
Развитие общества.

7

Как стать личностью.

8
9

Практикум. Личность и общество.
Повторительно-обобщающий урок по
теме «Личность и общество». Тест

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Познание человеком мира и самого себя.
Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества.
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы.
Развитие общества.
Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие. Типы обществ. Современное российское общество, особенности его развития.
Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества. Негативные последствия коррупционных факторов для общественных институтов. Коррупция
– социально опасное явление.
Индивид, индивидуальность, личность. Социальные нормы как регуляторы поведения
человека в обществе. Социализация личности. Социальный статус личности. Влияние искусства на развитие личности.

Сфера духовной культуры 7ч
10

Сфера духовной жизни.

11

Мораль. Долг и совесть.

12

Моральный выбор - это ответственность.

13

Образование и наука в современном обществе.

14

Религия как одна из форм культуры.

15

Практикум. Сфера духовной культуры.
Повторительно-обобщающий урок по
теме «Сфера духовной культуры». Тест

16

Культура, ее многообразие и основные формы. Искусство как элемент духовной культуры общества.
Общественные ценности. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные
принципы. Долг. Совесть. Роль морали в жизни человека и общества.
Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества.
Право и мораль: общее и различия. Моральная ответственность.
Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном
обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование.
Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести.

11

Социальная сфера 7ч
17
18
19

Социальная структура общества.
Социальная структура общества.
Социальные статусы и роли.

20

Нации и межнациональные отношения.

21

Отклоняющееся поведение.

22
23

Практикум. Социальная сфера.
Повторительно-обобщающий урок по
теме «Социальная сфера». Тест

24
25
26
27

Экономика и ее роль в жизни общества.
Собственность.
Рыночная экономика.
Производство - основа экономики.

28
29

Предпринимательская деятельность.
Роль государства в экономике.

30

Распределение доходов.

31

Инфляция и семейная экономика.

32
33

Безработица, ее причины и последствия.
Мировое хозяйство и международная
торговля.
Повторительно-обобщающий урок по

Социальная структура общества. Социальные общности и группы.
Социальная структура общества. Социальные общности и группы.
Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность.
Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия –
многонациональное государство. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

Экономика 12ч

34

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Типы экономических систем
Собственность.
Рынок и рыночный механизм. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда.
Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы
производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация.
Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Экономические издержки коррупции. Влияние коррупции на экономическую систему
государства. Экономические предпосылки коррупционных явлений.
Государственный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит,
кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы
дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайнбанкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций.
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный
бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый
план. Сбережения. Инфляция.
Рынок труда.
Межгосударственные отношения.

12

теме «Экономика». Тест

Тематическое планирование в 9 классе
№
урока

Тема урока

Элементы содержания образования
Введение 1ч

1

Обществоведение: предмет, цель и задачи. Как работать с учебником?

2

Политика и власть.

3

Политика и власть.

4

Государство.

5

Государство.

6

Политические режимы.

7

Политические режимы.

8
9

Практикум. Формы государства.
Правовое государство.

10
11

Гражданское общество и государство.
Участие граждан в политической жизни.

Общество как форма жизнедеятельности людей

Политика 14ч
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Органы государственной власти и управления в Российской
Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система
Российской Федерации.
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Органы государственной власти и управления в Российской
Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система
Российской Федерации.
Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального
устройства. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации.
Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального
устройства. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации.
Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей.
Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Правовое государство.
Местное самоуправление.
Государство, его существенные признаки. Гражданское общество.
Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей, сво13

12
13
14
15

Политические партии и движения.
Политические партии и движения.
Практикум. Политика.
Повторительно-обобщающий урок по
теме «Политика».Тест

бода средств массовой информации; право граждан участвовать в управлении делами государства.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

Право 20ч
16
17

Право, его роль в жизни общества и государства.
Правоотношения и субъекты права.

19
20

Правонарушения и юридическая ответственность.
Правоохранительные органы.
Конституция Российской Федерации.

21

Конституция Российской Федерации.

22

Права и свободы человека и гражданина.

23

Права и свободы человека и гражданина.

24

Гражданские правоотношения.

25

Административные правоотношения.

26

Право на труд. Трудовые правоотноше-

18

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права.
Право и мораль: общее и различия.
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой
акт. Правоотношения.
Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности.
Правоохранительные органы.
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации –
основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации –
основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и
гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и
гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав.
Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания.
Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регу14

ния.

лировании трудовой деятельности человека. Дееспособность малолетних. Дееспособность
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита.
Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних. Презумпция невиновности
Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения:
виды, ответственность.
Социальная политика Российского государства. Способы защиты гражданских прав.

27

Семейные правоотношения.

28

Уголовно-правовые отношения.

29

Социальные права.

30

Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв воМеждународно-правовая защита жертв
оруженных
конфликтов. Опасность международного терроризма.
вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в
Правовое регулирование в сфере образования.
сфере образования.
Практикум. Право.
Повторительно-обобщающий урок по
теме «Право».Тест
Итоговое повторение по теме «Правовое государство и его граждане».

31
32
33
34

15

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения учебного предмета обществознание на уровне основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета обществознание на уровне основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
16

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения учебного предмета обществознание на уровне основного общего образования должны отражать:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции
в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями
и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок
правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
17

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
 приводить примеры основных видов деятельности человека;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных
конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
 моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;
 оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах
общества;
 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное
поведение;
 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
 выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
 осознанно содействовать защите природы.
18

Социальные нормы
Выпускник научится:
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
 различать отдельные виды социальных норм;
 характеризовать основные нормы морали;
 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения
своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного
общества;
 характеризовать специфику норм права;
 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
 раскрывать сущность процесса социализации личности;
 объяснять причины отклоняющегося поведения;
 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
 описывать явления духовной культуры;
 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
 оценивать роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;
 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
 раскрывать роль религии в современном обществе;
 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
19

Выпускник научится:
 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
 описывать основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий
жизни;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение
в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
20

 соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их
полномочия и компетенцию;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство».
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
 показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства.
 использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина
РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
 характеризовать систему российского законодательства;
 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
 характеризовать гражданские правоотношения;
 раскрывать смысл права на труд;
 объяснять роль трудового договора;
 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
 характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование.
 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуации определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера,
 полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для
соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель
правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
21

 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
Экономика
Выпускник научится:
 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
 анализировать структуру бюджета государства;
 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 характеризовать роль денег в экономике;
 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на
экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности.
 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
 грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».